"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Трезвость.ру

КИРИЛЛ 6

"Не в Силе Бог, а в Правде"

(по поводу выступления митрополита Кирилла на Х Всемирном Русском Народном Соборе

"Права человека и нравственная ответственность")

 

Глава 6

Патриарх оговорился?

          

"В христианской культуре ценность человека                                                                                                                незыблема и объективна "

Митрополит Кирилл, 2006 г.

                                                                                    

                                              "Христианстворелигия, основанная, по церковным преданиям, евреем Иисусом Христом и впоследствии разработанная                                                                                        

                                                         проповедниками (из них главный - апостол Павел),                         отцами церкви,   церковными соборами"

                                                                  ("Словарь для всех. Общедоступная энциклопедия, 1907г)

 

   В своем выступлении на Х Всемирном Русском Народном Соборе в апреле 2006 г., на тему "Права человека и нравственная ответственность" митрополит Кирилл (ныне Патриарх) заявил                        "В христианской культуре ценность человека незыблема и объективна "

   В "христианской культуре"? Интересно.

   Начнем с того, что 2000-летняя история христианства – это, практически, история войн христиан с нехристианами (но тоже ведь - "человеки"), христиане с христианами. Христиане, испанцы и португальцы, немцы и англичане, например, завоевывали себе колонии в Африке, на обоих Американских материках, Австралии… в общем, по всему миру огнем, мечом и - крестом. Подчиняли себе, колонизовали, территории вместе с населявшими их людьми (и аборигены тоже - человеки) Восстания против поработителей-цивилизаторов-проповедников подавлялись самым жесточайшим образом. Если задаться целью и создать "Красную книгу преступлений христиан против человечества", получится многотомное издание, конца которому и не видно будет.

         Напомню только некоторые эпизоды.

   Крестовые походы христиан в XI-XIII в.в. Эти "длительные кровопролитные войны вызвали огромные людские и материальные потери в европейских странах, что имело для их развития отрицательные последствия. Народам Востока они причинили огромный ущерб, заставив их испытать все ужасы иноземных нашествий - разорение и угнетение со стороны феодалов Запада. Следствием пагубного влияния религиозного фанатизма явились детские Крестовые походы в 1212 г., стоившие жизни нескольким десяткам тысяч детей, частью погибших во время бури на Средиземном море, частью проданных судовладельцами в рабство в Египет" (БСЭ)

   Индийское народное восстание 1857-59 г.г. против английского колониального господства. Военные победы колонизаторов сопровождались чудовищными зверствами. Пленных сипаев привязывали к жерлам пушек и делали выстрел.

     И таким примерам несть числа.

А история "сотворения" САСШ (США). Колонизаторы, христиане из "цивилизованной" Европы, ринулись на завоевание северо-американского континента. Устраивали свою жизнь, создавали государство и созидали культуру, конечно же христианскую, уничтожая все живое, людей, бизонов… Работорговля чернокожими, Куклусклан, резервации для коренного населения Северной Америки населения – индейцев…

       Во второй мировой войне на бляхах гитлеровских солдат, тоже христиан, красовалось "Gotmituns" – "С нами Бог!" А раздолбал их и освободил мир от фашизма Советский Союз, "богоборческое", по словам нынешнего Священноначалия РПЦ, государство. Христианская Западная Европа со своими единоверцами - фашистами не справилась. Вера у Европы была одна, одному богу молилась.

   А Советский Союз, руководимый атеистами-коммунистами, победил христиан-фашистов и освободил от фашистского ига иных христиан и все человечество. Вот и получается, что СССР, в некотором роде, действительно, "богоборческое", с точки зрения фашистов, государство – боролось и победило тех, которые считали, что Бог с ними! А с точки зрения верующего человека, получается, что бог был на самом деле с Советским Союзом, на его стороне. Как заметил Патриарх Алексий II (Ридигер): "Бог даровал нашему народу победу"

   Выше я уже упоминал обращение патриарха Тихона (Белавина) в 1925 году, призывавшего "всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской…слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче - Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага" Это до войны.

     А вот что сообщал "Журнал Московской Патриархии" N 12 за 1946 г. в репортаже "Торжественное собрание по поводу годового праздника и десятилетия Великой Сталинской Конституции в Московской Духовной академии 4 декабря 1946 года:

   Открывая по поручению Святейшего Патриарха, торжественное собрание, ректор Академии обратился к наполнявшим конференцзал и соседние комнаты студентам, академической корпорации и гостям со следующими словами:

   "Открывая торжественное собрание Московской Духовной Академии и Семинарии, посвящаемое годовому празднику и вместе десятилетию Великой Сталинской Конституции, по поводу чего мы имеем выслушать особый доклад, почитаю непременным долгом обратиться к почтенному собранию с немногими вводными словами.

   Мы принимаем живейшее участие в этом всенародном славном празднике.

   Это участие для нас — не просто формальный долг приличия со стороны «лояльного гражданина».

   Участие это представляет собою нечто гораздо большее, чем только наш ответ взаимности на то "неизменно благожелательное отношение к Православной Русской Церкви со стороны Правительства и высокое внимание к патриотическим подвигам в тяжелую годину военных испытаний, какие она несла", что с полной справедливостью выразил недавно наш Первосвятитель в телеграмме на имя главы нашего Правительства и творца Конституции Иосифа Виссарионовича Сталина.

   Десятки мотивов, безупречно идейных и чистых, подымающихся до высоты властной внутренней необходимости, влекут нас быть горячими участниками наступающего празднества, и притом не безмолвными.

   Как в этом дружном собрании, выражающем наше участие в славном празднике Великой Сталинской Конституции, так и во всем мы видим своего главу Русской Православной Церкви ведущим и возглавляющим церковный народ в его мощно нарастающем желании и умении находить в Основном Законе державы советскоймногое из тех самых ценностей, которые единственно действенно обеспечивают наибольшую справедливость для жизни земной, наибольшее счастье для так долго и так мучительно страдавшего человечества — "мир на земли" и "в человецех благоволение" (Иак. 2, 14). Притом, а это мы особенно подчеркиваем, без помехи "взысканиям града грядущего" (Евр. 13, 14) и совсем не вопреки "славе в вышних Богу", что для нас превыше всего.

   Это лучший путь к лучшему и благороднейшему воздаянию "кесарева кесареви, а Божия Богови" (Мф. 22, 21).

…Так просим нашего докладчика, — закончил о. ректор, — сделать нам свое сообщение о Великой Сталинской Конституции, которая дает всем верным сынам нашей прекрасной советской державы право и — главное — реальную возможность "проходить" в жизни "как хозяин необъятной родины своей"

     (Я специально привожу так подробно документы, чтобы почувствовать атмосферу соответствующего времени, да и потребность в комментариях отпадает)

Советские люди воевали с реальным фашизмом, врагом, завоевателем, покусившимся на их образ жизни, на их идею мироустройства, которая полностью, как видите, соответствовала, по мнению Русской Православной Церкви (на тот момент, конечно), и Евангельским Заповедям. РПЦ была с народом, с Россией-СССР: организовывала сбор денежных средств на нужды фронта, для формирования танковых колонн и т.д., осуждала зверства фашистов. Невозможно представить себе, чтобы по отношению к Советскому Союзу в недрах РПЦ произносились слова "богоборческое государство" Даже в страшном сне.  

       Но вернемся в день сегодняшний.  

   Чем является США для современного мира? Кошмаром. Крушит все и вся. Уничтожает страны, народы, культуру человечества, да и самое человечество вместе с матушкой Землей, божьим творением. Фашистские методы + научно-технический "прогресс" + военно-техническое могущество + информационные технологии + долларовая удавка + Библия(!), на которой клянутся президенты США, заступая к исполнению своих обязанностей?

     На Библии!!! Произнося при этом: "Да поможет мне Бог!" Вам не вспоминается "С нами Бог!" ("Got mit uns!" ?

   "Библия, греч., Священное писание, собрание основных религиозных книг евреев и христиан"                          

                                     ("Энциклопедический словарь" Брокгауз и Эфрон)

      И что же получается: Гитлер- христианин; президенты США – христиане!

   И тот и другие воспринимали Советский Союз, как своего заклятого врага, правда, очень могущественного, как "империю зла".

     Вот и задумаешься, в какой компании оказываются все те, кто не приемлет на дух Россию – СССР. Единоверцы – и все тут!

   Когда же Русская Православная Церковь была действительно русской? Когда противопоставляла себя России-СССР, называла ее "богоборческой" или когда благословляла Советский Союз, его внутреннюю и внешнюю политику?    

   И как же понимать митрополита Кирилла (Гундяева), нынешнего Патриарха Русской Православной Церкви заявившего при всем честном народе на Всемирном(!) Русском(!) Народном(!) Соборе: христианской культуре ценность человека незыблема и объективна"

   И ведь слушали, аплодировали, печатали, в том числе и в журнале "Наш современник".

Еще раз повод задуматься: а понимают ли люди, говорящие и внимающие, пишущие и читающие, о чем собственно речь? Или достаточно красиво составленной словесной конструкции из "модных" слов и выражений, чтобы и смысла не требовать?

     Может быть, митрополит, сегодня Патриарх, оговорился?

"В ком правды нет, в том добра мало"

("Толковый словарь живого великорусского языка"

В.И. Даль)

(Продолжение следует)

КИРИЛЛ 5

"Не в силе Бог, а в Правде"

 

Мысли по поводу выступления митрополита Кирилла

на Х Всемирном Русском Народном Соборе

"Права человека и нравственная ответственность"

 

Глава 5

 

Государство "богоборческое" и "не-"

 

"Богоборствовать – быть безбожником, восставать против Бога;

богоборный, безбожный, богопротивный"

"Толковый словарь живого великорусского языка"

В.И. Даль

                                                                                                 "РусскаяПравославная Церковьи другие

                                                                                                    религиозные общины стран Восточной

                                                                                                   Европы освободились от оков безбожия"

                                                                                                     Митрополит Кирилл, член Св. Синода - 2006г.

                                                                                               "И не печаль церкви, а радость ее в том,                              

                                                                                       что власть светская, предержащая, проводит в жизнь многие из тех нравственных начал,

                                                                                                                      которые она (церковь) всегда проповедовала и проповедует"

                                                 Патриарх Алексий I1955г.

              

     Мы уже убедились в предыдущих главах, что когда РПЦ устами своих иерархов, определениями Синода и т.д. сегодня заявляет "богоборческое государство", это совершенно не означает "небогоугодное" и, по их же мнению, не так уж и плохо с точки зрения условий жизни народа.

   По правде говоря, я вообще не понимаю, смысл такого определения в отношении государства в целом – с внешним врагом, внутренним – другое дело, но – с Богом, Творцом, Всевышним, Всемогущим, Вседержителем,…? Это как? С учением, идеей – так только на уровне "ученых" диспутов. А вот со сторонниками и проповедниками какого-либо "учения", структурами, движениями, которые не чтят законы государства, агитируют или, не дай бог, действуют против него, "баламутят" народ – совсем другое дело. Но это уже будет борьба с нарушителями Закона, с антигосударственными деяниями, а не с учением.                                      

       Как в любом нормальном государстве.

Проблема "Бог и Человек" – проблема Церкви, но не Государства.

   Вспомним слова патриарха Тихона:"судьбы народов от господа устрояются, и принять все происшедшее как выражение Воли Божией" И призывает "всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче - Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага"

     Может он что-то не то сказал? Их ведь не разберёшь: сегодня одно, завтра – другое.

Императрица Екатерина II (урожденная принцесса Ангальт-Цербская, лютеранка, принявшая православие перед тем как стать императрицей), не русская по происхождению, в 1764 году напомнила духовенству: "Существенная ваша обязанность состоит в управлении церквами, в совершении таинств, в проповедании слова божия, в защищении веры, в молитвах и воздержании" ("Православие" стр.89, М.1974 г.)

     Всегда на Руси и в России за пределами этих функций стояло и стоит Государство. Очень чётко этот подход был закреплен и в декрете Советского правительства в 1918 году "Об отделении церкви от государства и школы от церкви".

     Да и судить (оценивать) Государство потому только, насколько его действия соответствуют представлениям или желаниям той или иной группы или организации, движения, структуры, в нашем случае РПЦ - совершенно недостаточно. Что делает Государство для народа в целом, ГРАЖДАН, их сбережения, развития, насколько гармоничны отношения Власти и Народа, насколько Власть является выразителем чаяний Народа – вот основа для оценки Власти, Государства. Интересы народа – и всё!

   Народ, организация его жизни, насколько соответствуют она его, народа, представлениям - вот по отношению к кому и к чему должно оцениваться Государство, Власть и иные образования, провозглашающие своё о нем заботу (попечительство) В конце концов, любое государство образовывалось не ради борьбы с Богом, или подчинения Ему. Действовали два фактора: интересы Власти и, редко, народа.

   В октябре 1917 года революция свершилась под лозунгами "Власть Советам! Фабрики рабочим! Землю крестьянам! Мир народам!", а не "Долой Бога!"

   Чем плохо с точки зрения Церкви, заповедей? Власть - народу, ему же и землю и орудия труда, народам мир – или это не по-божески? Но сначала именно так оно и воспринималось РПЦ и теми, у кого была Власть, земля, фабрики… Надо иметь в виду, что в 1857 году из общего числа около 109 млн. десятин земли у частных владельцев, императорская семья владела около 7 млн. У одной фамилии было больше земли, чем у полумиллиона крестьянских семей. Церкви и монастыри владели около 6 млн. десятин земли. Между прочим, с крестьянами-батраками и их семьями.

   Из литературы о сберегательных кассах известно, что за 80-е годы и начало 90-х всего быстрее шло возрастание вкладов в голодные годы, 1891 и 1892.

Только в сберегательных государственных кассах, т.е. в виде мелких вкладов, у духовенства имелось 46 млн. рублей! Крупные же состояния духовенства, конечно, хранились в центральных государственных и частных банках

...Данные эти относятся к владельцам почти 3 млн.(2942 тыс.) книжек с суммой вкладов в 545 млн. руб. Самые крупные вкладчики - духовенство: 46 млн. р. на 137 тыс. книжек, т.е. по 333 руб. на книжку… Затем - землевладельцы:...по 268 руб. на книжку“     (Из экономической жизни России - т.6. стр.282-283)

    Плюс ко всему и государство подпитывало.

Согласно "Всеподданнейшему отчету обер-прокурора святейшего синода Константина Победоносцева по ведомству православного исповедания за 1899 год" из общей суммы доходов РПЦ в размере 52 439 606 руб. "из государственного казначейства по финансовой смете святейшего синода было выдано………. 21 199 144 руб."

   К 1917 году эти цифры вряд ли уменьшились. Так что Русской Православной Церкви (РПЦ) в октябре 1917 г. было чего терять и за что бороться. Конечно не под лозунгом "Не троньте нашу собственность и источники доходов!"

   И первые воззвания первого "советского" патриарха, Тихона (Белавина) были, естественно, против новой власти. "Советского", хотя патриаршество было восстановлено именно при большевиках в 1918 году. А 200 лет, при Романовых, РПЦ не имела Патриарха! "Помазанник божий" император Петр Алексеевич своим Указом ликвидировал патриаршество и вместо него 14 февраля 1721 года торжественно открыл Святейший Синод. Как отмечает "Энциклопедический словарь" Брокгауза и Эфрона, (1900 г.) "Соборное правительство " было признано со стороны монарха наилучшим установлением для всестороннего заведывания церковью" Вот и гадай: то ли Десница Божия, то ли императорская? Скорее всего, всё же императорская.     Во главе этого "соборного правительства" император, "Власть", назначала обер-прокурора, который в соответствии с инструкцией от 1722 года "должен быть органом государственного надзора в СВ. Синоде, "оком царёвым и стряпчим дел государственных" И кто же "заведывал", считай командовал, РПЦ? Первыми обер-прокурорами были полковник И.В. Болтин (1721-1725 г.г.); гвардии капитан А. Баскаков (1725 - 1726); от армии капитан Р. Раевский (1726 г.)... Чувствуете отношения монархической власти и Церкви. (Более подробно см. мою брошюру "Русская идея и "Православие, самодержавие, народность") И что же Церковь? Да ничего.

   Вот что пишет журнал "МИР БОЖИЙ" N1(3), 1998 г. (издается по благословению Его Святейшества Патриарха Алексия II): "В 1906 году Громогласов публикует в "Московском еженедельнике" (N5) статью "Наше общественно-политическое обновление и современные задачи церкви", которая ясно показывает, какие, прямо скажем, революционные настроения вызывало бесправное положение Церкви и недостатки ее внутренней жизни у передовых церковных деятелей того времени. В частности, автор пишет, что "…и среди лиц, не утративших связей с Церковью, чувство тревоги за будущее нередко берет вес над уверенностью в способности официальных руководителей нашей церковной жизни удержаться на желаемой высоте… что Церковь в лице своей правящей иерархии… не осмелилась поднять своего протестующего голоса даже и тогда, когда самодержавие в лице Петра I посягнуло на её внутренний строй" (стр.41)

     В 1918 году, при большевиках, Церковь была отделена от государства (советского)

И в 1931 году Смиренный Сергий, Божиею милостию Митрополит Нижегородский Заместитель Патриаршего Местоблюстителя" в своемпослании "Преосвященным архипастырям, пастырям
и всем верным чадам Православной Российской Церкви" "Сейчас в стране Советов мы имеем полную возможностьсть исповедывать нашу православную веру и хранить ее во всей чистоте"

(ЖМП N5, 1931г.)

В 1985 г. член Синода митрополит Алексий (Ридигер) в своём письме от на имя М. Горбачева, т.е. Власти, в 1985 году (при живом в то время Патриархе и в обход Св. Синода - !?) писал от своего имени: "… я убежден, что в настоящее время, незыблемо соблюдая принцип отделения церкви от государства, существует гораздо больше основания для плодотворного сотрудничества между ними"  Запомните эти слова будущего патриарха . И, кстати, нигде в письме ни слова о "богоборчестве", совсем наоборот – осуждает позицию РПЦ в 1918 году в отношении Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Недвусмысленно подтвердил гармонию в отношениях РПЦ и Власти, как и в обращении Патриарха и Св. Синода по поводу юбилея Великой Октябрьской Революции:

   "Пятидесятилетняя история послереволюционного периода жизни нашего Государства и общества убедительно показывает, что в “совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели“

   И далее призыв к общей усердной молитве "всех верных чад Святой Русской Православной Церкви о богохранимой стране нашей, о народах и властях еео ниспослании благословения Божия на труд и на всякое усилие, направленное к созиданию общественной жизни на началах правды и человеколюбия, об умножении в сердцах человеческих любви к ближним…"

     Поразительно, но и сам митрополит Кирилл в своем выступлении на Соборе в 2006 году подтверждает это: "Однако неправда, что у современного человека есть "спрос" только на порок. Он ищет счастья, мир, настоящую любовь и другие добродетели. Поразительно, но сегодня большим спросом пользуются старые советские фильмы… в которых поднимаются серьёзные вопросы бытия"

   Вот так то. Это была государственная политика в СССР. Кино – элемент, составная часть культурной сферы бытия человека, часть культурной же политики Государства, Власти.

   Но вот про ту же Власть, та же Церковь, но уже при другой Власти патриарх Алексий II в 1994 году на Архиерейском соборе заявляет: "Всё, что происходит сейчас с Церковью и народом, мы должны воспринять как промыслительный Божий призыв: "Отложить прежний образ жизни, обновиться духом ума вашего, облечься в нового человека" (Еф.4, 22-25)" ("Архиерейский собор…")

   Сегодня – о той же стране (т.е. и власти), как богоборческой, как о годах лихолетья…

"Отложить" - надо понимать отказаться от прежнего образа жизни, от прежнего божественного Промысла (не слабо - !). Отказаться от того периода, "советского", когда не было всей той мерзопакости, о которой с таким постоянством говорят ныне Патриархи и митрополиты описывая сегодняшнее государство. Одновременно указывая на возрождение Церкви, "свободу", рост числа храмов и приходов, "подпитку" РПЦ ещё и материально и т.д.

     Выходит, что всё это связано и взаимозависимо: с одной стороны – рост числа храмов, "возрождение" Церкви, рост ее доходов и доли участия в политической жизни страны, и с другой стороны - развал государства, снижение жизненного уровня и общая деградация населения…

   И, в результате получается, что даже по оценке самой Церкви, "богоборческое" государство нельзя отождествлять с антинародным, действующим против народа.

   С одной стороны Промысел Божий, его Десница, с другой, противоположной – опять же Он, но всё с обратным знаком! Чего православному делать?

     И вообще непонятно, с какой целью РПЦ выступает с оценкой Государства, Власти. Правда, как мы видели, с учетом одной закономерности: всегда положительно – нынешнюю и отрицательно – прошлую. В любом случае Она, в лице Патриархов, митрополитов и т.д. – "человеков" - осмеливается оценивать действия "Десницы Божией", Бога!  Ни больше, ни меньше.

   Итак, остановимся и подведём некоторые предварительные итоги.

Рассмотрим треугольник: Государство – Церковь (РПЦ) – Народ.

   1 Народ – первооснова, без него не мыслимы ни Государство, ни Церковь.

   2. Государство – форма организации Народа, способ существования Народа как Целое, вне зависимости от различия отдельных его частей по тем или иным признакам, в т.ч. национальным и мировоззренческим, религиозным. Гармония Народа и Власти над ним, Государства, обеспечивается тогда и постольку, когда и поскольку, характер и природа Власти соответствуют представлениям Народа об организации его жизни в целом.

   3. Церковь, РПЦ.

   С момента "христианизации" Руси, Церковь всегда шла за Властью. Да и сама "христианизация" осуществлялась именно Властью (князь Владимир и последующие), по ее инициативе и ее усилиями – с применением "административного ресурса" и разгромом истинно народной, русской языческой культуры. Последнее, определяющее, слово в организации церковной жизни всегда было за Властью (подробнее см. "Русская идея и "Православие, самодержавие, народность" А.В. Родионов) Условия жизни народа – социальная сфера бытия - определяются законами, Государством, но не Заповедями.

     Ссылки на "промысл Божий" или утверждение, что "везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели“ вообще исключают, не допускают, запрещают Церкви оценивать деятельность любой Власти, тем более от имени Народа.

         Такое поведение РПЦ не только и не столько проявление "эгоизма православия", сколько…

В общем "Чья бы корова мычала, а твоя молчала"

"Правдою жить, палат каменных не нажить" (Русская народная пословица)

("Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль)

КИРИЛЛ 3

"Не в силе БОГ, а в ПРАВДЕ"

 

Мысли по поводу выступления митрополита Кирилла

на Х Всемирном Русском Народном Соборе

"Права человека и нравственная ответственность"

 

Глава 3

"Не все то правда, что говорится" (народн.)

("Толковый словарь живого великорусского языка"

В.И. Даль)

 

РПЦ и Государство

 

   Теперь посмотрим, насколько вообще правомерно со стороны Церкви (РПЦ) заниматься оценкой деятельности Власти, Государства, к которому она "приписана", заниматься политикой, и, тем более, в России. И что из этого получается.

   Россия уникальная страна во многих отношениях. В ХХ веке она пять раз меняла свой облик. Сможете ли вы назвать другую страну, которая бы так "лицедействовала" в течение всего лишь ста лет? Я говорю не о количестве революций, переворотов, не о смене правительств и правителей. Я говорю о гораздо более фундаментальном - государственности. Россия в ХХ веке сменила самодержавие, абсолютную монархию (1905 год) на конституционную (ограниченное самодержавие); но уже почти через 10 лет, в феврале 1917-го единодушно, от простого народа до императорского окружения, вообще отказалась от самодержавия как такового, в пользу парламентской республики; и всего лишь через 8 месяцев в октябре 1917 г. "разрешилась" советской республикой.

   С 30-х до 90-х годов вообще уникальный период, подобного которому не проходила ни одна страна, одновременно драматический и героический, сочетавший два взаимоисключающие фактора: идею народовластия и авторитаризм, политбюрократия. Нынешняя Россия, РФ-ия, "расстреляв" СССР, вобрала в себя те "фрагменты" предыдущих "Россий", каждый из которых приводил их к краху: авторитаризм, в т.ч. и прикрытый парламентаризмом + гипертрофированная бюрократия + однопартийность.

     И каждый раз при новой Власти РПЦ пересматривала оценки прежней России, исторических личностей, лидеров, "национальных идей"! Но главное и трагическое – каждый раз со сменой государственности происходил подрыв потенциала развития страны, русской цивилизации, "русского мира"!

     Вот, коротко, на каком фоне, в каких условиях Русская Православная Церковь, отрекаясь вместе с Россией от самой себя в каждом из эпизодов исторической пьесы "Россия в ХХ веке", сыграла и продолжает в ней роль унтер-офицерской вдовы, которая "сама себя высекла"

   Ну, сами посудите.

Патриарх Тихон (Белавин), 1919 год.

25 сентября:

"Установление той или иной формы правления – не дело Церкви, а самого народа"

7 апреля 1925 г:

"Пора понять верующим христианскую точку зрения, что "судьбы народов от господа устрояются", и принять все происшедшее как выражение Воли Божией. Не погрешая против Нашей Веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношении к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя порядок внешней церковной жизни с новым государственным строем, осуждая всякое сообщество с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее".

"Вознося молитвы наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, Объединяющих силы свои во имя общего блага, Мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с нами в горячей молитве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче - Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага".

"… со спокойной совестью, без боязни погрешить против Святой веры, подчиниться Советской власти не за страх, а за совесть"

   "Мы объявляем за ложь и соблазн все измышления о несвободе Нашей, поелику нет на земле власти, которая могла бы связать Нашу Святительскую совесть и Наше Патриаршее слово..."

"Послание святейшего Патриарха Тихона об отношении к существующей государственной власти" от 7 апреля 1925 года.

         (Справка. 28 сентября 1991 года Архиерейский собор Русской Православной Церкви

                           причислил Патриарха Тихона к лику святых)

 

Сергий, Заместитель Патриаршего Местоблюстителя, 1931 г.:

"Сейчас в стране Советов мы имеем полную возможность исповедывать нашу православную веру и хранить ее во всей чистоте" (ЖМП N5, 1931г)

 

Патриарх Алексий I, 1955г.:

"И не печаль церкви, а радость ее в том, что власть светская, предержащая, проводит в жизнь многие из тех нравственных начал, которые она (церковь) всегда проповедовала и проповедует"

(ЖМП N6, 1955г.)

 

И та же Русская Православная Церковь, но - уже в РФ-ии.

 

Патриарх Алексий II (Ридигер), 1994 г.

                             на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви:

   "И Господь, и история спросят с нас строго, какой вклад в это судьбоносное время, когда закладывается будущее России …..будущее Церкви, каждый из нас внёс в умиротворение общества, в возрождение духовной культуры, в возрождение нашего исстрадавшегося Отечества и Церкви, сынами и дочерьми которых мы являемся"

   Далее он говорит о "пережитых Церковью гонений, следствием разгрома духовной школы" и "в условиях тоталитарного режима Церковь была загнана на обочину общественной жизни", про "трудные годы тотального государственного контроля над церковной жизнью", "преемственность церковной культуры долгие десятилетия сохранялась лишь на уровне немногочисленных общин, превращенных богоборческой властью в своего рода гетто (не слабо !!! – А.Р.)"

   В Обращении Собора также упоминаются "десятилетия вынужденной изоляции от общества",     "годы тоталитарного безвременья", говорится о "Русской Православной Церкви, с великим трудом возрождающей свою жизнь после семидесяти лет гонений"  

("Архиерейский Собор Русской Православной Церкви" 1994 г.)

 

Митрополит Кирилл (Гундяев), ныне Патриарх РПЦ, 2006г.

"РусскаяПравославная Церковьи другие религиозные общины стран Восточной Европы освободились от оков безбожия"

(Выступление на Х Всемирном Русском Соборе, 2006 год)

 

   Вот и получается - митрополит (!) Русской Православной Церкви на Всемирном Русском Народном Соборе (!) напрочь публично отметает, опровергает публичную же оценку Патриарха, той же Русской Православной Церкви, Власти в России-СССР. Так же точно поступал и Патриарх Алексий II (Ридигер) и Синод.   Им мало того, что сами себя опровергают, так еще и на предыдущих Патриархов "руку поднимают"                                                                                                                                

И таким примерам несть числа.

И ладно бы отрицание самих себя или опровержение своих же "однопартийцев" – дело семейное, внутреннее. Нет же, дается оценка Власти, Государства, все равно в прошлом или в настоящем. Но ведь тем самым замахиваются на Народ и Бога!

   Чуть выше я же приводил высказывания Патриарха Тихона:

"Установление той или иной формы правления – не дело Церкви, а самого народа" и что"судьбы народов от господа устрояются, и принять все происшедшее как выражение Воли Божией"

   Таким образом, оценка Государства, Власти – оценка деяний самого Бога!!!

Не слишком ли даже с "христианской точки зрения"!?  

   Мы уже говорили в предыдущих заметках насколько безнравственно со стороны высших иерархов РПЦ и Св. Синода высказываться в прямо противоположном смысле об одних и тех же событиях в жизни России и ее народов, "сечь самих себя" Теперь добавим, что, оговаривая таким образом деяния Патриархов – предшественников, а также свои собственные, господа Гундяев (Кирилл) и Ридигер (Алексий II) должны быть готовы к нелицеприятной оценке своих собственных персон, как безнравственных, а РПЦ - как "вихлястой", коньюктурной структуры.

"Аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидите в царствие небесное" (Матф).

Любопытно, что их ждёт в "той" жизни?

 

 

КИРИЛЛ 4

"Не в силе Бог, а в Правде"

 

Мысли по поводу выступления митрополита Кирилла

на Х Всемирном Русском Народном Соборе

"Права человека и нравственная ответственность"

 

Глава 4

 

РПЦ: Государство и Общество

 

"Бог даст, отказ просящему подаяния"

В.И. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка")

 

     В выступлении на Х Всемирном русском народном соборе г. Гундяева, сегодня Патриарха Кирилла, нет прямой оценки нынешней Власти, Государства на том же уровне, в тех же выражениях, что и Советского Союза. . Но все-таки реверанс в ее сторону, косвенно, "боком", делает:

   "С 1991 года страны, образовавшиеся в результате распада Советского Союза, юридически закрепили права и свободы человека в качестве центральной нормы общественно-политических отношений. И сегодня этот выбор не ставится под сомнение. Напротив, политическое руководство и общественные лидеры постоянно подтверждают верность этим принципам"

А вот на России-СССР четко поставлено клеймо "богоборческое" (еще раз замечу, что такова позиция РПЦ именно сегодня) С распадом СССР, по словам г. Гундяева, Русская Православная Церковь освободилась от "оков безбожия" Ура!

"Оковы" рухнули и - "свобода" так сказать! Количество приходов растет, доходы растут, Церковь стала существенным фактором современной общественной и политической жизни; из бюджетов различных уровней Государства выделяются деньги на строительство храмов, по ТВ и радио службы, освящения, беседы… Православные праздники сливаются с государственными и т.д. "Процесс пошел" – "духовное возрождение"

   При таком развитии событий РПЦ как-то и неудобно критиковать Власть, Государство. Хотя, замечу, она и не делала этого никогда при "живой" власти, за исключением буквально нескольких лет после октября 1917 года.

Но страна–то "скукоживается", развал по всем направлениям: социальный сектор, культура, промышленность, наука, армия, медицина, образование. Деградирует социальная среда обитания человека – условия его мирской жизни.

   Наподобие сообщающихся сосудов или универсального закона сохранения вещества: сколько где чего убыло, столько же где-то прибавилось. Церковь "возрождается" - народ вырождается во всех смыслах.

   Церковь освободилась от "оков безбожия", народ, по словам самих же Патриархов, получил "коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости, разрушение природы, проявления воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств…Во многих городах сегодня как грибы после дождя выросли заведения для азартных игр… мы сегодня сталкиваемся с настоящими семейными трагедиями. Отцы, матери, дети проигрывают свои небольшие деньги и оставляют семьи без гроша. Люди приходят в храмы и плачут, потому что разваливаются семьи" (Кирилл)

Но – внимание – далее: "Я постарался обозначить те опасности, которые появляются для верующих людей, если не сбалансированный нравственными нормами подход (чей ? – А.Р.) начинает претендовать на единственно верное понимание прав человека" Неверующие не в счет!? Еще одно проявление "православного эгоизма"

     Но, обратите внимание, Церковь обращается, только к обществу, надо понимать – ко всем гражданам, верующим и не верующим, оценивает только его, не Государство, Власть. И в современном обществе клеймит массу недостатков, пороков. Есть где развернуться и, главное, безопасно. "Общество" - это не Власть, которая, если чего не так…

"Общество (не государство - А.Р.) должно дорожить каждой жизнью, каждым человеком"

"К борьбе с подобными пороками должно сегодня призываться наше общество, в эту борьбу должна включаться Церковь"

   Но ведь в СССР общество именно через Власть, Государство ("богоборческое"), исключало условия для существования и возникновения таких опасностей. Для всего народа, верующих и не верующих, православных и иных. Таким образом, ещё раз отметим, что условия "мирской жизни", качество социальной среды обитания, определяются только Властью, Государством. Другой вопрос, насколько Власть является народной по своей сути. Вот на неё то и надо воздействовать, если, конечно, есть искреннее желание и отсутствие страха за последствия.

     Самое интересное, что и Патриархи, а значит и РПЦ в целом, отлично это понимают. Вся история взаимоотношений Церкви и Власти в России, и на Руси, включая и два века татаро-монгольского ига, тому подтверждение.

     Как и сегодня.

   РПЦ клеймит пороки общества и призывает его жес ними бороться и их искоренять (в России-СССР, получается, Государство действовало в интересах всего Общества) Но когда возникает необходимость улучшить свои условия существования, то обращается уже к Власти - надежнее, вернее.

Отсюда и обращения Соборов, архиерейских и Поместных, как например, в 1994 году к Его Превосходительству Борису Николаевичу Ельцину, Президенту Российской Федерации", "… Владимиру Филипповичу Шумейко, Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации", "… Председателю Государственной Думы … Ивану Петровичу Рыбкину" И в них перечисления "насущных потребностей церковной жизни" Затем констатация: "…участники Собора подчёркивают (!-А.Р.), что распоряжения Вашего Превосходительства от 23 апреля 1993 года о передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества, как правило, практически не выполняется …

   Внимание к интересам Церкви представляется особенно необходимым в ходе выработки исполнительной властью подзаконных актов и решений, затрагивающих различные стороны церковной жизни…

   Молим Господа, да дарует Он Вашему Превосходительству, Правительству и всему народу России мир, благоденствие и преуспеяние во всём"

   Нам – конкретные решения Власти, а Народу, Обществу – что бог подаст!

Даже в обращении к Президенту и Премьер-министру Эстонии – о проблемах Эстонской Апостольской Православной Церкви и - ни слова о положении всех русских людей. И заканчивается: "Примите, Ваши Превосходительства, заверения в нашем искреннем уважении и пожелания мира, здравия и благополучия. Господь да пребудет с народом Эстонии – страны, через трудности и многие заботы идущей к утверждению и развитию своей государственности"

Как видим, тот же подход. У "ихней" Власти конкретные просьбы для Церкви и "Господь да пребудет" для других ("Бог даст, отказ просящему подаяния" В.И. Даль "Толковый словарь")

   Ну, скажите на милость, кто же будет ругать то, от чего зависит твоё существование. Поэтому РПЦ в принципе не способна, не предназначена быть радетельницей Народа., Общества, Граждан. Подтверждение чему и вся ее история (подробнее см. Родионов А.В. "Русская идея и "Православие, самодержавие, народность")   А чтобы Власть умилостивилась, ей надо поддакнуть, услужить…

"Эгоизм" русского православия заложен уже в его генах, с молоком матери – Христианства.

"Не ищи правды в других, коли её в тебе нет" (народн.)

("Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КИРИЛЛ 2

"Не в силе БОГ, а в ПРАВДЕ"

 

Мысли по поводу выступления митрополита Кирилла

на Х Всемирном Русском Народном Соборе

"Права человека и нравственная ответственность"

 

Глава 2

 

"Он на правду чорт" (народн.)

("Толковый словарь живого великорусского языка"

В.И. Даль)

 

   В предыдущей главе мы выяснили, насколько безнравственно по отношению к нашему народу поступают иерархи РПЦ, меняя свои оценки России – Государства и ее руководителей в каждый конкретный исторический период. Когда же они говорят ПРАВДУ?

   Это еще одно свидетельство того, с каким неуважением относится РПЦ к русскому народу, его истории, поддерживая каждый раз Власть, Государство и те идеалы, за которые отдавали жизни миллионы людей и которые потом, при другой Власти, РПЦ же и охаивались. Только в течение ХХ века многострадальная Россия несколько раз отказывалась от самой себя, и каждый раз русские шли друг на друга, "стенка на стенку", и с обеих сторон – "За Россию!" и с обеих сторон – миллионные жертвы, искалеченные судьбы, в итоге – подрыв потенциала развития России, "русского мира"

   А что же Церковь, русская православная? Если Власть ее не трогала – то и ничего. Как говорится "Одной масти при любой власти"

   Февраль 1917 г. Николай Второй, "Помазанник Божий", он же "Кровавый", в правление которого были расстреляны православные русские люди во время мирного шествия с хоругвями, иконами, а главное, с надеждой на царя-батюшку, в январе 1905 г. ("кровавое воскресение"), Ленский расстрел в 1912 г., отрекается от престола, самодержавие пало.

“В передовой статье   “Церковного Вестника“ в апрельско - майском номере 1917 года, первом после свержения самодержавия, подчеркивалось: “Теперь, режим самодержавия пал и пал, конечно, навсегда и безвозвратно. Сожалеть о нем православная церковь не имеет оснований“ (Н. Яковлев “1 августа 1914“, стр.212. Москва, “Молодая гвардия“ 1974)

   Сегодня он канонизирован, причислен к лику святых! Попробовали бы во времена СССР.

   После октября 1917 г. Советская власть отменила частную собственность на землю, провозгласив свободу совести, отделила Церковь от государства, чем лишила Церковь государственной опеки, а с ней и всех внецерковных источников доходов. Вот тут и началось. Воззвания Патриарха Тихона (Белавина), возбуждавшие православных на антиправительственные действия и способствовавшие ожесточению междуусобицы и взаимному уничтожению русских. И он же, Тихон, всего через шесть лет призвал православных быть лояльными к Советской власти и честно выполнять свои гражданские обязанности. И неужели он не испытал никакой вины перед теми, кого буквально недавно натравливал против неё? Перед теми, кто погиб в борьбе с Советской властью и убивал ее защитников? Перед теми, кто погиб защищая Советскую власть? И кто из них "невинно убиенные"?

   В решении Поместного собора 1923 г. (обновленцы) вообще говорилось: "Советская власть государственными методами одна во всем мире имеет осуществить идеалы царства божия. Поэтому каждый верующий церковник не только должен быть честным гражданином, но и всемерно бороться вместе с Советской властью за осуществление на земле царства божия" (Деяния II Всероссийского Поместного собора православной церкви. М. 1923 г. стр. 7) Интересно, что именно такой же позиции придерживалась, как мы уже видели, впоследствии и "официальная" РПЦ, правда, до "определенного момента"

     Оценку ею "советского" периода через 50 лет я уже приводил. До самого момента разрушения Советского Союза она не менялась. Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер) в 1979 году был по случаю своего уже 50-летия награжден Верховным Советом СССР орденом "Дружбы народов", в 1985 году в своём письме к Генеральному секретарю ЦК КПСС Горбачеву М.С. в 1985 году предлагал повысить уровень сотрудничества РПЦ и КПСС, после чего стал Патриархом. После расстрела по приказу Ельцина Верховного Совета СССР в 1993 году и образования РФ – пинает Советскую власть, называя ее "богоборческой" и т.п..

     И никакого раскаяния, ни слова покаяния перед теми людьми, которых на всех разломах в жизни России, русских людей, "русская православная" церковь сначала возбуждала против новой России и новой власти (1917 год), тем самым стравливая людей друг с другом, умножая жертвы народа. Затемболее полувека прославляя Советскую Власть, подвигнуть людей на ее защиту (1993 г.), оставив их беззащитными перед танками и БТР-ами. Сколько "невинно убиенных"по приказу новой Власти – Ельцина?!.

     Реакция "русской православной" Церкви ?

Патриарх Алексий II (Ридигер): "Так было в марте и особенно в октябре 1993 года, когда члены Синода собрались на экстренное заседание, чтобы всеми силами удержать от кровопролития и скатывания в бездну гражданской войны противоборствующие стороны в политических конфликтах" ("Архиерейский собор русской православной церкви" стр.13-14, М. 1995 г.) И далее без перерыва по тексту "Насколько насыщенной была церковная жизнь, показывает даже простое перечисление некоторых вопросов, поднимавшихся Священным Синодом в означенный период. Это:

- канонизация святых;

- открытие монастырей;

…………………………

- вопросы дисциплинарного характера, а также многое другое"

   Нужны ли комментарии? Ни слова о Народе, его нуждах. Жизнь Церкви – это одно, жизнь Народа – другое.

   И после всего этого и много другого, о чем мы ещё поговорим, митрополит, ныне Патриарх Московский и всея Руси, Кирилл (Гундяев) провозглашает:

"В христианской культуре ценность человека незыблема и объективна(а в РПЦ ? – А.Р.)

Бесспорно (!!!), что непрочным и античеловечным является то общество, в котором человек презирается, а всеми правами над человеком обладает Государство и коллектив (это про СССР? -А.Р.)

… Со своей стороны Православие всегда поддерживало жертвенную любовь к ближним, а, значит, к своей семье, местной общине, Отечеству"

   Но почему у РПЦ не нашлось ни слова в защиту отдавших свои жизни, по словам самой же Церкви, за "возлюбленное Отечество наше – твердыня и оплот мира и братства людей!" (из Обращения Синода в 1967 году). Ни канонизации, ни прославления в молитвах…

А вот "богоборческое" государство СССР "канонизировало" тех, кто проявил действительно жертвенную любовь Отечеству - СССР, в годы Великой Отечественной Войны, независимо от национальности, верующие они или нет, отметив высокими правительственными наградами, прославляя их всеми возможными способами, воспитывая на их примерах патриотов Отечества, назвав их именами населенные пункты, корабли, школы…

   "Нравственный - …согласный с совестью, законом правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина" ("Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль)

"ГРАЖДАНИНА" (!) какой бы веры он ни был.

   РПЦ канонизирует и прославляет только "своих", пострадавших за "веру православную", да и то каждый раз выборочно, с оглядкой на "Власть светскую предержащую". Определением "эгоизм" здесь не обойдешься…

   Это в новейшей истории России.

     А в прошлом.

Х век - христианизация Руси – уничтожение языческих народных русских святынь, волхвов – духовных пастырей; XVII век - "Раскол" – жесточайшие гонения на своих же православных русских людей и их православную же веру (см. письма Соловецких иноков к царю Алексею Михайловичу, "Тишайшему"), осквернение православных же символов!

Ну, не хотели иноки, русские православные люди, принимать новопечатных книг и стали отстаивать старую веру. В одной из нескольких челобитных на имя царя насельники писали:

"…и мы, богомольцы твои, предания апостольского и святых отец изменить отнюдь не смеем, бояся царя царствующих и страшного от него прещения, и хощем вси скончатися в старой вере, в которой отец твой государев, благоверный государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея России, и прочие благоверные цари и великие князи богоугодне препроводиши дни своя…" и далее "не вели, государь, болши того к нам учителей присылать напрасно, понеже отнюдь не будем прежней своей православной веры пременить, и вели, государь, на нас свой меч прислать царьской"

   Крик души твердых в вере и преданности царю-самодержцу! И что же царь, русский православный, “тишайший“ Алексей Михайлович?   Принял меры. К 1674 г. под стенами монастыря было сосредоточено до 1000 стрельцов и большое количество орудий. Осаду возглавил царский воевода И. Мещеринов. Повстанцы успешно оборонялись, и лишь предательство монаха Феоктиста, указавшего стрельцам незащищённое окно Белой башни, ускорило поражение восстания, которое было подавлено с невероятной жестокостью (январь 1676). Из 500 участников восстания, находившихся в монастыре, остались в живых после взятия крепости едва ли десятая часть. Остальные были убиты сразу или после жестоких допросов и истязаний, как это случилось и с архимандритом Никанором, бывшим царским духовником. “До полусмерти избитый архимандрит по приказу воеводы был брошен в одной сорочке в ров, где и скончался на утро следующего дня“ (старообрядческий журнал “Церковь“ N2, 1992 г. стр.11)

     А нынешний Патриарх Кирилл, будучи ещё митрополитом, на Х Всемирном Русском Народном Соборе вещал: "…для верующего человека религиозная жизнь и все понятия, с ней связанные, приобретают первостепенное значение. Она становится наряду со свободой главным условием благополучной жизни человека на земле и в вечности"

   И далее "Наше нравственное чувство не может молчать…"

"Чья бы корова мычала…"

 

Наш канал на Youtube