"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

КИРИЛЛ

О НОВОМ ПАТРИАРХЕ РПЦ

   Буквально на днях прочитал в журнале "Наш современник" (6-2006) выступление митрополита Кирилла "Права человека и нравственная ответственность" на Х Всемирном Русском Народном Соборе в апреле 2006 года. Как написано в кратком вступлении: "Учитывая большое значение этого православного форума, редакция публикует выступления участников Собора, вызвавшие наибольший интерес" Учитывая, что, опять-таки, "буквально на днях" он был избран Патриархом Русской Православной Церкви, мысли, высказанные им на Соборе в качестве митрополита и члена Синода можно считать выражением позиции РПЦ.

И здесь уже просто одним интересом не обойтись. Нужна оценка!

   Обратило на себя внимание, насторожило уже самое начало:

"Скорее всего, в XXI веке для России и народов русского мира важными, если не первостепенными, вопросами будут оставаться вопросы научно-технического, экономического и социального развития"

   Очерёдность вопросов, приоритетов: социальное развитие – в конце!

   Вполне возможно, что кто-то вообще не придаст этому значения. Хотя, даже в рамках заявленной темы о правах человека, это более чем странно. Но это только на первый взгляд.

   Действительно, если посмотреть, какие вопросы рассматриваются на поместных или, как всё чаще в последнее время, на архиерейских соборах Московского Патриархата, то вопросов социальных, определяющих условия жизни простых людей (смертных), там просто нет. Сравните с решениями и Программами КПСС, где всё было нацелено на улучшение жизни людей, естественно, под углом зрения коммунистической идеологии. Но – "Всё для человека, всё во имя человека!"    

   В СССР не было того, что отмечает г. Гундяев в своём выступлении:

"когда личность подвергается произволу чиновников и работодателей, когда солдат оказывается бесправным перед своими сослуживцами, ребёнок и пожилой человек становятся объектами издевательств в социальных учреждениях.… манипуляция сознанием со стороны деструктивных сект, вовлечением людей в преступность, работорговлю, проституцию, наркоманию, игроманию"И далее он продолжает:  

     "Подобным явлениям надо противодействовать, потому что такие поступки удаляют человека от его достоинства. К борьбе с подобными пороками должно сегодня призываться наше общество, в эту борьбу должна включаться наша церковь"

   Обратили внимание на эти "должно" в отношении общества, которое должно сегодня призываться и (вот чудо!), церковь, которая тоже ещё только должна включаться?

       Чуть выше он отмечает:  

     "Никакими законами мы не сохраним общество жизнеспособным, не остановим коррупцию, злоупотребление властью, распад семей, появление одиноких детей, сокращение рождаемости… проявления воинствующего национализма, ксенофобии и оскорбления религиозных чувств..."

   Если под обществом он, г. Гундяев, подразумевает государство, Власть, то в СССР государственная социальная политика была такова, что просто не было условий для существования всей этой мерзости, разрушающей Человека, Общество, Жизнь.

 

   Подтверждением служит и простое сравнение увеличение численности населения и продолжительности жизни – обобщающего показателя – в СССР и сокращение в РФ.

 

     И это не только моё частное мнение, уверен – миллионов людей, познавших жизнь в СССР не понаслышке, притом верующих и неверующих. Более того, это мнение и самой Русской Православной Церкви, правда, высказанное Патриархом и Священным Синодом РПЦ в те годы, когда Россия – СССР была, в "оковах безбожия" по определению. г. Гундяева и "богоборческой страной" при "тоталитарном режиме" по мнению предшественника Кирилла патриарха Алексия (Ридигера) и современных церковных иерархов. Итак, читаем:

"Возлюбленные о Господе отцы, братия и сестры!

50 лет тому назад в нашей стране произошла Великая революция, которая коренным образом изменила взаимоотношения людей и имела исключительное значение для истории и жизни всего человечества.

В наступающий день этого юбилея подобает нам, верным сынам и дщерям Святой матери нашей Православной Церкви Российской, где бы мы ни находились – в пределах ли отечества нашего или за его рубежами, - вспомнить об историческом событии 25 октября 1917 года, которое так многообразно отразилось на жизни и на всех последующих трудах и подвигах нашего народа, понесенных во имя утверждения идеалов мира, справедливости и человеколюбия.

Всесторонняя революция произвела коренные преобразования в жизни общества. Она претворила в действительность мечты многих поколений людей. Она сделала достоянием народа все природные богатства страны и средства производства. Она изменила самую сущность человеческих отношений, сделав всех наших граждан равными друг другу и исключив из нашего общества любую возможность вражды между людьми разных рас и народностей, между людьми разных верований, убеждений и социального положения"

(Послание Святейшего Патриарха и Священного Синода в связи с 50-летием Великой Октябрьской Социалистической Революции", ЖМП N11- 1967)

   Такова была, если верить Журналу Московской Патриархии ("ЖМП"), позиция Русской Православной Церкви в СССР.

   Кончается Обращение в т.ч. словами:

"Мы обращаемся к руководителям нашей Советской державы, выразителям чаяний всего народа нашего, с сердечным приветствием и пожеланиями:

Да будет благословен и благоуспешен их труд и да послужит он процветанию великой Родины нашей!

Да растет и крепнет изо дня в день возлюбленное Отечество наше – твердыня и оплот мира и братства людей!"

     В числе подписавших Обращение стоит и подпись г. Ридигера: "Управляющий делами Московской Патриархии Архиепископ Таллиннский и Эстонский АЛЕКСИЙ"­­- впоследствии Патриарха и так же после распада СССР "пинавшего" его при всяком удобном случае.

     Сравните теперь с докладом г. Ридигера на Архиерейском соборе РПЦ в 1994 году:

   "В наших странах происходит трудный, но необходимый переход от прежней идеологической и социально-экономической системы к нормальному укладу жизни.

…Теперь, когда время репрессий и запретов отошло в прошлое и Церковь вновь получила возможность свободного свидетельствования о Христе…

… однако в бывшем СССР, где церковная жизнь оказалась под гнётом богоборческой власти…"

  

В обращении к "Его Превосходительству Борису Николаевичу Ельцину" Собор заявляет:

     "Перечисленные выше церковные нужды заботят практически всех пастырей и многомиллионную паству Русской Православной Церкви, с великим трудом возрождающей ныне свою жизнь после семидесяти лет гонений.

Молим Господа, да дарует Он Вашему Превосходительству, Правительству и всему народу России мир, благоденствие и преуспеяние во всём!"

     Под всеми документами, принятыми на Соборе, кроме подписи Патриарха Алексия II (Ридигера) стоит и подпись митрополита Смоленского и Калиниградского Кирилла (Гундяева)

     А теперь попробуйте себе представить, что будут говорить Патриарх, Св. Синод и прочая элита РПЦ при смене Власти в стране! Впрочем – никаких проблем!

Интересная получается картина!

   Одна и та же Церковь, один и тот же орган РПЦ – соборное правительство - Синод, один и тот же Патриарх меняют свои оценки одного и того же государства – России, Власти в соответствующий исторический период, на взаимно противоположные, взаимоисключающие. Надо же ясно понимать, что г.г. Ридигер, Гундяев выражают не просто мнение частного лица, которое как флюгер может меняться в ту или иную сторону – "власть переменилась" – они, в силу своего положения, воздействуют на умонастроения миллионов людей – граждан страны и вне её, формируют их отношение, в конце концов, к Родине.

   И нравственно ли по отношению к народам "русского мира" такое поведение высших иерархов русской Православной Церкви, ее так сказать, элиты?

   "Нравственный - …согласный с совестью, законом правды, с достоинством человека, с долгом честного и чистого сердцем гражданина. ( "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль).

   Как говорит русская пословица: "Чья бы корова мычала, а твоя молчала"

А. В. Родионов

Использованная литература:

1) "Наш современник"N 6 – 2006, г. Москва

2) "Архиерейский собор Русской Православной Церкви. 29 ноября – 2 декабря 1994 года, г. Москва.

3) "Журнал Московской патриархии" N 11-1967, г. Москва

4) "Толковый словарь живого великорусского языка" В.И. Даль, Москва, С.-Петербург, 1880 год.

 

Войдите чтобы оставлять коментарии

Наш канал на Youtube


Материалы Трезво о Политике