"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость
На 16-летие фильма "Матрица"
03.04.2015 12:35 |
Шестнадцать лет назад в прокат вышел последний значимый фантастический фильм мирового кинематографа - "Матрица" братьев Энди и Ларри Вачовских. Мы называем его последним значимым не потому, что после него не было снято хорошего фантастического кино. Может, и было - просто ни один хороший фантастический кинофильм с 1999 года больше не влиял серьёзно на умы граждан планеты. Идея Центральная идея, высказанная авторами в "Матрице", конечно, в разных видах звучала и до, и после неё: современная цивилизация есть, помимо прочего, тюрьма для человеческого сознания, обставляющая современника нематериальными, но оттого не менее реальными загородочками и прокладывающая ему нематериальные, но оттого не менее реальные тоннели. И могучим усилием воли из этой тюрьмы можно вырваться на волю. Чтобы понять, насколько эта идея была бродячей и интернациональной, достаточно вспомнить не только предшественников "Матрицы" в голливудском же кино ("Тёмный город", "Бойцовский клуб"), но и отечественный книжный хит 90-х "Чапаев и Пустота" Виктора Олеговича Пелевина, разрабатывавшего тему бытовой сансары и побега из неё к тому моменту уже лет десять. Штука вся в том, что как пелевинский Чапаев остался "хитом для образованных", так и "Бойцовский клуб" остался "культовым кино", не собравшим серьёзной кассы. Именно братья Вачовские, соединившие обличительные тексты экзистенциалистов XX века про "общество спектакля", гуманистические обличения же Э. Фромма про "мега-машину" и "бегство от свободы" с поп-буддизмом и (внезапно) летающим азиатским кунфу - смогли пробить тогдашние шаблоны и на захватывающей зрелищности въехать в массовый зрительский мозг с идеей освобождения. Что случилось потом. Потом случилось следующее. "Я знаю кунфу" и "Добро пожаловать в реальный мир" стали присказками. Актёр Киану Ривз - суперзвездой (чего он, к его чести, особо и не заметил). Поп-буддизм - на некоторое время наиболее популярной философией креаклов обоих полушарий. Кожаные плащи и чёрные очки - элементами т.н. клубной культуры (хотя о какой культуре там речь, понять трудно). Застывание в полёте превратилось в клише кинобоевиков года за два-три. Пародии на "Матрицу" превратились в отдельный тоскливый жанр. Было написано и издано несколько десятков более или менее напыщенных книг о "матричной философии". А от режиссёров Вачовских стали ждать откровений на тему того, как эту философию воплотить в жизнь. И вот тут пошло самое интересное. Никаких откровений в запасе у Вачовских - а также у всех последователей и подражателей - не оказалось. То есть в финале "Матрицы" главный герой Нео обещал зрителю, что освобождение из тюрьмы мега-машины приводит в "мир, где всё возможно". Но почему-то этот мир так никто, включая самих Вачовских, не сумел или не пожелал изобразить. Во всяком случае, рассматривать невнятные продолжения "Матрицы" (в которых "реальный мир" изображается гигантской рэйв-вечеринкой, существующей опять-таки по милости Матрицы) в качестве полотен этого светлого будущего невозможно никак. Более того: выяснилось на практике, что "сказать дальше" не то что про Мир Свободы, но и просто так - братьям Вачовским просто нечего. Неслучайно последующие режиссёрские работы братьев провалились у зрителя поголовно. Ими были сняты: кислотный провал "Спиди гонщик", длинный трёхчасовой провал "Облачный атлас" и, наконец, детско-юношеский космический провал "Восхождение Юпитер". Но главное - последующие годы показали, что творцов в Побеге на Свободу из Плена Системы интересует не свобода, а побег сам по себе. Это наиболее ярко проявилось даже, пожалуй, не столько в "Облачном атласе", сколько в поведении Ларри Вачовски, который в некий момент развёлся с женой, принялся менять пол, а поменяв - уже сам вышел замуж за активистку БДСМ-движения. Всё это поражает биографическими виражами, но не имеет никакого отношения к Системе, борьбе с Системой и Свободе. ...У меня есть версия, уважаемые читатели, почему так вышло. Штука вся в том, что понятие "свобода" - имеет не какое-нибудь экзистенциальное, а практическое значение. Оно означает конкретные действия, предпринимаемые человеком в соответствии с осознанными им необходимыми задачами. И чем большим богатством осознанных необходимостей и средств их выполнения человек располагает, тем он свободнее. Но, поскольку сама свобода "отцов Матрицы" и их последователей не интересовала, то их хакер Нео не стал прокачивать способности к полёту и уничтожению роботов силой мысли у широких масс. Он не стал возглавлять восстановление экологии на освобождённой Земле, планировать масштабное строительство и покорение космоса. Как и прочие их герои. Масс-культура же, порождённая "Матрицей", упорно представляла свободу в качестве бегства из принудиловки. Эта версия была популярна у т.н. офисного планктона и в конечном счёте слилась с идеей т.н. дауншифтинга. То есть благополучного перерождения из офисного пространства на рэйв-вечеринки в мягком климате. Пожалуй, можно даже предположить, что мифология "Матрицы" в значительной степени способствовала успеху т.н. цветных революций на пост-социалистическом пространстве. Поскольку отличительной чертой именно этого вида государственных переворотов была инфантильная уверенность массовки в том, что они могут взять и всей толпой сбежать из мира нищеты и коррупции в европейское процветание и богатство потребления. То есть как бы на свободу. Чем заканчивались все случаи, когда свободу пытались понять "по-вачовски", - общеизвестно. P.S. Всё вышесказанное не отменяет заслуг "Матрицы" перед собственно мировой кинофантастикой. Проблема в том, что после неё мировая кинофантастика не пошла дальше - как будто сам вопрос строительства свободы для неё оказался запретным Источник: kultpult.ru |
Материалы Царская Информация
- 12.04.1961г. Начало новой эры обязано иметь должный статус!
- БЕДНОСТЬ ИЛИ БОГАТСТВО?
- ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ ГЛАВНОЕ
- Хочешь победить своего врага – воспитай его детей
- Евреи заговорили о несправедливости в России
- Эффект Серла
- Полоумный Ж.
- Карамзин как фальсификатор русской истории
- ПОСЛАННЫЕ
- Косая сажень в плечах
- Ломоносов против лживой русской истории
- Ротшильды переезжают в Россию
- Настоящая история России пробивается сквозь библейские редуты
- ОТМЕНИТЬ ЗАРПЛАТУ И... КАПИТАЛИЗМ
- Почему Россия сжималась и расжималась. Американский доклад
- Геном русских
- ЗОМБИРОВАНИЕ И КОЛЛЕКТИВИЗИРОВАННЫЙ РАЗУМ
- На 16-летие фильма "Матрица"
- Кто стоит за Библейским проектом
- Влияние речи на ДНК
- ЭНЕРГЕТИКА БУДУЩЕГО УЖЕ БЫЛА!
- ЦЕНТРОБАНК – СИСТЕМА ОБМАНА
- Поместья российских богачей на Туманном Альбионе
- ПЕРВЫЕ SMS-ки ДРЕВНЕЙ РУСИ
- О МУЖСКОЙ ТВЁРДОСТИ И ЖЕНСКОЙ МЯГКОСТИ
- ЗАПАХ ПЕРЕМЕН: СОЗИДАНИЕ ИЛИ ВОЙНА
- Новая Декларация Независимости США
- О ПРАВОСЛАВНЫХ БАНКОВСКИХ УТОПИЯХ
- Авторитет как тормоз развития
- Что такое СТРЕЙХЕЙДЖ
- Стрейхейдж
- РОДИНА ГИПЕРБОРЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ
- Россия - последний оплот европейской цивилизации
- СУЩЕСТУЕТ ЛИ МИРОВОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО?
- Кризис = это что такое.
- Что такое ДУША
- Что такое «Душа» Данная тема «Души» является исходной в понятии человека как Разумного существа. При этом именно энергетическая душа, сознание – являются той исходной точкой, которая формирует самого человека как мыслящего материального существа. «Что та
- Взгляд историка на события в России
- Число зверя (мнение)
- УМРИ ЗА РОДИНУ…
- СПОРТ, ДОПИНГ И ТРЕЗВЫЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ
- СЛОВО И ТРЕЗВОСТЬ
- Сколько должны миру граждане США?
- СПОРНОЕ И БЕССПОРНОЕ В НАЦИОНАЛЬНОМ ВОПРОСЕ
- О ТЕХНОЛОГИЯХ МИРОВОГО ГОСПОДСТВА
- РУСОФОБИЯ АНТИСТАЛИНИЗМА
- Размножайтесь, кто вам мешает!
- Проблемы мирового правительства
- ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!
- Памяти В.И. Даля, великого русского лексикографа
- РОССИЯ: СТАТИСТИКА И РАЗМЫШЛЕНИЯ
- Почему так говорят
- За что христианская церковь невзлюбила Льва Толстого и Джордано Бруно
- Разведение вина водой.(Интересное мнение учёного)
- Закон 14/8
- Батько Махно - крестьянский защитник
- АРКОНА — город храм
- Русские боги Америки
- Мужское отличие
- Катастрофы: сравним и подумаем
- Немного о компьютерных играх и не только...
- Основы безопасности и анонимности в сети Интернет
- Методы воздействия на наше поведение
- Живая вода и летающие тарелки
- Возрождение твоего рода
- Поэтический орган требует любви
- Основа Основ