"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Шелковым путем Китай привяжет Европу к России

   3 апреля 2015, 08:04
Текст: Петр Акопов

В продвижении китайской концепции «Нового шелкового пути» появились новые важные акценты – министр иностранных дел Китая Ван И заявил о необходимости создания китайско-монгольско-российского экономического коридора. Таким образом, транс-евразийский путь пойдет двумя дорогами – Европа и Китай будут соединены через Россию и Среднюю Азию. И это не экономика, а чистая геополитика.

Разворот России на Восток имеет отчетливый китайский акцент – и хотя им он не ограничивается, понятно, что сближение Москвы и Пекина носит стратегический характер, и от умения координировать интересы и усилия двух стран зависит очень многое. Причем не только для России и Китая – для всей Евразии, а значит, и для всего мира.

«Новый шелковый путь» полностью меняет геополитическую ситуацию на своем протяжении: понятно, что никаких американских войск и баз там быть не может»

Это не преувеличение – борьба атлантистов и евразийцев становится главным содержанием ближайших десятилетий: для того, чтобы остановить продвижение глобального англосаксонского проекта, нужно не просто собрать всех недовольных им, но и выстроить альтернативную ему международную архитектуру – от ценностей до безопасности, от финансов до инфраструктуры и экономики. Ключевые мировые цивилизации должны создать свой проект – сама по себе продвигаемая США глобализация («свободный рынок» через подконтрольные англосаксам финансовые институты и под присмотром американских авианосцев) не уйдет.

Географически центр тяжести мировой политики должен переместиться с Атлантики и Запада в Евразию и на Восток. Вместо «США плюс Европа и Япония» возникает евразийское единое пространство – Китай с Юго-Восточной Азией, Россия с Евразийским союзом и Евросоюз. К этой тройке тяготеют и Индия, и Ближний Восток, и Африка.

То есть все крутится вокруг евразийской дуги – это страшный сон англосаксонских геополитиков, всегда опасавшихся возникновения оси континентальная Европа – Россия – Азия, причем в любых ее вариантах: раньше Берлин – Москва – Токио, а сейчас Берлин – Москва – Пекин. Вместо этого англосаксы всегда пытались стравливать различные континентальные силы и завязывать на себя отдельные, желательно расположенные в ключевых транзитных точках части Евразии, и в первую очередь Европы.

Нынешняя попытка разорвать связи России с Европой как раз и направлена на недопущение потенциального союза евразийской России, континентальной Европы и Китая – вместо этого США усиленно проталкивают идею Транс-Атлантического партнерства, призванного обеспечить окончательную связку Европы и Северной Америки (а в Азии продвигают аналогичное Транс-Тихоокеанское партнерство). Проигрывая пока что борьбу со Штатами за Европу и разворачиваясь на Восток, Россия не отказывается от ставок на европейском направлении – просто пока что она займется сборкой восточной части (Россия – Китай) «тройного союза», а на западном направлении будет работать Китай.

«Новый шелковый путь», официальное название которого «Один пояс – Один путь», как раз и призван обеспечить связку Китая и Европы – как через Среднюю Азию, так и через Россию. До недавнего времени российский маршрут официально не звучал – речь шла только о Средней Азии – что давало повод для дешевых спекуляций наших китаефобов на тему того, что «Новый шелковый путь» убивает все планы России использовать выгоды транзита между Европой и Китаем. Но в заявлении Ван И говорятся вполне конкретные вещи – китайско-монгольско-российский коридор «будет проходить через весь евразийский континент»:

«Его появление будет означать воплощение китайской идеи построения экономического пояса «шелкового пути» «Один пояс – Один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи трансъевразийского коридора».

Таким образом, «шелковый путь» будет идти тремя маршрутами – два наземных и один морской (это не считая еще потенциального арктического – который обсуждают Россия и Китай). Хотя стоимость морских перевозок ниже сухопутных, проект «шелкового пути» имеет в первую очередь геополитическое измерение – поэтому самым главным из трех станет, конечно же, среднеазиатский. Он тоже касается России – потому что с образованием Евразийского союза как минимум два государства Средней Азии уже оказываются в одном пространстве с нами.

Вся протяженность пути – около шести с половиной тысяч километров, из которых большая часть, четыре тысячи, пройдет по китайской территории, от Тихоокеанского побережья до Синьцзяна. Дальше путь идет в Казахстан, оттуда в республики Средней Азии, входит в Иран и через Ирак и Сирию уходит в Турцию и Европу. Там он проходит через Болгарию, Румынию, Чехию и Германию. Кроме того, от пути будут ответвления.

В целом это огромные инвестиции – сотни миллиардов долларов, подразумевающееся строительство как транспортной, так и трубопроводной инфраструктуры. Но главное – это полностью меняет геополитическую ситуацию в регионе: понятно, что никаких американских войск и баз там быть не может. В случае со Средней Азией Россия и Китай становятся гарантами как экономической, так и политической стабильности региона – что они уже осуществляют в рамках ШОС – и почти такие же функции, в согласии с Ираном, им придется брать на себя в отношении Афганистана, Ирака и Сирии.

Морской путь будет столь же масштабным – он начнется в Гуанчжоу и пройдет мимо Вьетнама, Таиланда, Малайзии, Сингапура и Индонезии с выходом в Индийский океан. Оттуда мимо Индии (что вызывает озабоченность Дели, который разрабатывает свой «путь специй») в Красное море (а также и ответвления в Персидский залив и Африку, скорее всего, Кению), далее через Суэцкий канал в Средиземное море. Заканчивается путь в Венеции, куда будет подходить и сухопутный путь. Отдельной точкой входа в Европу может стать и Крым – такие проекты рассматривались Пекином еще до начала украинских событий.

С тех пор, как осенью 2013 года Си Цзиньпин выдвинул саму концепцию «Нового шелкового пути», китайцы ведут активную подготовительную работу – и это в первую очередь политическая работа. В прошлом месяце китайский премьер Ли Кэцян объявил о создании инвестиционного фонда Silk Road Company, который займется реализацией проекта – озвучив пока что сумму в 40 миллиардов долларов. Но деньги здесь имеют лишь прикладное значение, к тому же вкладываться в проект готовы не только китайцы, но и исламские страны, и европейцы – собственно говоря, присоединение к созданному Китаем Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций всех ключевых стран Европы свидетельствует и об этом тоже.

Главное препятствие на пути сухопутной азиатской части проекта – необходимость обеспечить геополитические условия для его реализации. США разворошили Большой Ближний Восток – Ирак и Сирия в огне войны, Афганистан более чем взрывоопасен. Но само продвижение «Нового шелкового пути» становится способом принуждения к миру – конечно, только одним из, но немаловажным.

Другая часть работы по продвижению проекта – то, что Россия и Китай будут совместно делать через ШОС (которая расширится за счет Ирана, через который проходит путь), а Пекин – через свои контакты с Европой, крайне заинтересованной в проекте. На сегодня уже более 60 стран проявили интерес к участию в пути – то есть всем понятно, ради чего нужно, чтобы в регионах, через которые он проходит, был мир: китайцы обещают процветание и стабильность, такие же, как были две тысячи лет назад, во время первого Шелкового пути.

Заинтересованы ли в этом США? Вашингтон говорит о пользе «Нового шелкового пути», но в реальности Штаты понимают, к чему приведет его реализация. Не просто к провалу их проектов Транс-Атлантического и Транс-Тихоокеанского партнерств, но и окончательному закату американской мощи.

Поэтому война в исламском мире будет подогреваться Штатами едва ли не с большим рвением – чтобы никакой шелк не мог пройти через море огня. Но даже если война на Большом Ближнем Востоке затянется на десятилетие, сухопутную торговую и политическую связку Китая и Европы это не предотвратит – потому что их соединяет Россия. Новая инфраструктура, созданная в рамках «Нового шелкового пути» на его российской ветке, обозначит закат Атлантики и подъем Евразии. Все все равно встанет на свои места.

http://vz.ru/politics/2015/4/3/737891.html

 

Россия пойдет по «шелковому пути» с Монголией

Анна Королева «Expert Online» 02 апр 2015

Китай предложил России создать китайско-монголо-российский экономический коридор.

Китай считает целесообразным создать китайско-монголо-российский экономический коридор. Он будет проходить через весь евразийский континент и станет воплощением китайской идеи построения пояса Шелкового пути, заявили в МИД КНР. Также «пояс» должен стать «новой платформой для развития трех стран».

Идею создания экономического коридора подал глава китайского министерства Ван И во время встречи с министром иностранных дел Монголии Лундэнгийном Пурэвсурэном.

Реклама

«Между Китаем, Россией и Монголией существуют огромные возможности для развития сотрудничества. В этой связи китайская сторона предлагает создать китайско-монголо-российский экономический коридор. Его появление будет означать воплощение китайской идеи построения экономического пояса Шелкового пути «один пояс-один путь», монгольской идеи «степного пути» и российской идеи трансевразийского коридора», - сообщается в заявлении МИД.

Идея строительства нового Шелквого пути, который должен соединить Китай со странами Европы, укрепить сотрудничество с Азией и Африкой, прозвучала в 2013 году от председателя КНР Си Цзипиня. Теперь, судя по всему, строить его будут три страны, а не одна. «Мы уверены, что это принесет практическую выгоду не только народам трех стран, посодействует развитию трех стран, но и станет новым мощным толчком для развития всей Евразии», - добавил Ван И. По сути это станет новым коридором сотрудничества, проходящим через весь евразийский континент, «новой платформой для развития трех стран».

Ван И выразил надежду на сотрудничество и понимание необходимости в таком коридоре со стороны России и Монголии, для чего КНР намерена усилить контакты обеими сторонами для выработки соответствующего плана и дорожной карты, а также реальными действиями продвигать построение коридора.

С точки зрения истории идея не нова, указывает экономист брокерской компании FBS Денис Тетюшин. Другое дело, если посмотреть на данное предложение с экономической и геополитической точек зрения. С экономической точки зрения, очевидно, что самые большие выгоды от данного коридора получат Китай и Россия, в то время как Монголия, по сути дела, будет являться не более чем их партнером. С геополитической же точки зрения, коридор – это соединение Китая с Европой, в которой он так нуждается для поддержания развития своей экономики.

Для России подобный экономический коридор мог бы стать глотком свежего воздуха в виде инвестиций, считает эксперт. К сожалению, подсчитать выгоду на данном этапе не представляется возможным, однако можно точно утверждать, что сотрудничество с Поднебесной будет дополнительно стимулировать экономику России. Из дополнительных преференций стоит выделить возможные налоговые льготы, а также создание особого таможенного режима, что, безусловно, позволит снизить издержки при реализации данного проекта.

Вообще же в сложившейся геополитической обстановке разворот России в сторону Востока не ограничивается лишь Китаем, напоминает партнер группы компаний vvCube Даниил Кириков. Понятно, что стали крепнуть и отношения между Россией и Монголией. В частности, об этом свидетельствует февральский визит в Монголию председателя Госдумы РФ Сергея Нарышкина, который подчеркнул, что укрепление стратегического партнерства с этой дружественной страной является одним из внешнеполитических приоритетов России.

Об увеличении значимости «монгольского направления» свидетельствуют и иные встречи на высшем уровне. Так, в марте 2015 года монгольские представители приняли участие в X юбилейном форуме ШОС в Ханты-Мансийске, а в июле они будут присутствовать на саммите организации в Уфе. Что примечательно, в мае 2015 года президент Монголии Цахиагийн Элбэгдорж будет участвовать в мероприятиях в Москве по случаю 70-летия Победы СССР в Великой Отечественной войне.

За дипломатической активизацией должна логически последовать и экономическая, считает эксперт, ведь двусторонние экономические отношения двух стран оставляли желать лучшего. Несмотря на то, что Россия расположена на втором месте во внешней торговле Монголии после Китая, товарооборот между государствами снижается: в 2013 году на 15,8 процента (до 1,6 млрд долларов), а в первом полугодии 2014 года - еще на 13,1 процента (из-за сокращения поставок нефтепродуктов, машин и оборудования). В связи с этим вовлечение Монголии, расположенной в самом сердце Азии и обладающей большими запасами минерального сырья, в экономический коридор между Россией и Китаем и в самом деле должно придать импульс развитию отношений между двумя странами.

Надо понимать, указывает Анатолий Якименко, гендиректор компании «Литиевые технологии для энергетики», член экспертного совета консалтинговой группы «Беспалов и партнеры», что Монголия - традиционная сфера влияния России и СССР . Монголия - это, в первую очередь полезные ископаемые. Например, месторождения меди и молибдена в районе Эрдэнэта, плавиковый шпат, использующийся в металлургии, химической промышленности. Значение Монголии возрастает в связи с планами создания транспортных коридоров между Россией и Китаем - проект высокоскоростной магистрали Москва-Пекин. Большой вес имеет этот партнер и для планов опережающего развития российского Дальнего Востока. Также нужно учитывать, что монгольские элиты опасаются чрезмерного усиления китайского влияния в экономике страны и заинтересованы в сохранении и расширении российского присутствия.

В целом, заключает член совета учредителей Национального института системных исследований проблем предпринимательства Алексей Кузьмин, треугольник: Китай-Монголия-Россия - постоянно требует адекватной политики развития. Монголия богата сырьем, но бедна квалифицированными кадрами и инфраструктурой. В то же время территория Монголии вполне хороша как еще один транспортный коридор на пути Китай-Россия, попутно обеспечивая развитие собственно Монголии. Политически Монголия традиционно пытается совместить ориентацию на Россию с ориентацией на Китай: соседей больше нет, экспорт - только в и через Россию и Китай. Так что расширение сотрудничества в этой тройке по предложенному Китаем пути - максимально вменяемое, отвечающее общей динамике последнего времени.

http://expert.ru/2015/04/2/rossiya-pojdet-po-shelkovomu-puti-s-mongoliej/

Войдите чтобы оставлять коментарии

Наш канал на Youtube


Материалы Трезво о Политике