"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

СВЯЩЕННАЯ КОРОВА, которая ходит сама под себя

Ах, как хорошо это – со всеми жить дружно! И со всеми соглашаться, и скользить мимо всех и всякого, словно лист по ветру, никого не трогая и не задевая. И быть вне добра и зла, вне морали и совести, и ни с кем не в альянсе, и ни за что в принципе, и не толкать колеблющегося, и не поднимать упавшего…

Ах, как хорошо это – быть в ладу, в консенсусе!

Но… вот, выходит очередной номер общероссийской газеты «Соратник» с очередным материалом нижегородского «профессора» А.Н. Маюрова «100 лет борьбы с пьянством в нашем Отечестве» [1]. И – !?.. И – вот уже прет из меня эдакая толстятина: не могу, мол, молчать!!! И вот уже сижу я с пылающим лбом за пустым столом, и выплясывают из-под пера моего щуплые, корявые, как веточки камчатской березки, буковки, слагающиеся в нечто антисоратническое, направленное не иначе, как на раскол V-го трезвеннического движения и пр., пр., пр…

 

Ах, дорогой наш Александр Николаевич! И зачем только он написал во самых первых строках своего письма, что будто бы:

«Отношение жителей России к горячительным изделиям всегда волновало власти. Еще 14 мая 1885 года появился закон, устанавливавший продажу вина только в тех местах, где подавалась закуска, например, в трактирах»…

О трактирах – знаю, о закуске – тоже, но вот чтоб и первое, и второе – в одном флаконе, да чтоб еще и закон о том был, да чтоб еще и именно 14 мая – в день провозглашения независимости государства Израиль?!.. Отродясь о таком не слыхивал!? Потому и сунулся я с недоумением к газетному редактору – где, мол, ссылка-то?! А редактор, – будто б я – всего лишь простая сибирская морда, а он – целое лицо кавказской национальности, – «А в мою задачу не входит ссылки проверять. Маюров, при всей его фантазии, не мог целый закон выдумать».

Выдумать не мог. Даже если б думать начал. Но разве ж я с этим спорю? Да и спорю ли? Прошу смиренно: намекните хоть – на откуда взято.

Не намекнули. И тогда побрел я самостоятельно листать Свод законов Российской империи (1881-1913 гг.), изданный в 33 томах… И вот, установил же: закона, имеющего отношение к алкоторговле и принятого 14 мая 1885 года – нет, но есть «Правила о раздробительной продаже напитков» [2], кои Его Императорское Величество утвердить соизволил и повелел исполнить. Однако ж, про закуску и там – в «Правилах» – ни слова.

Ну, не примерещилась же Маюрову – закуска с трактиром? Откуда-то ж он это взял?..

А вот теперь, дорогой читатель, сюр-при-и-з!

Выше я разместил начало, критикуемой мною статьи «Сто лет борьбы с пьянством», а вот – начало совершенно другой статьи, которая называется «Пиво в молочных лавках»:

«Пристрастие россиян к горячительным напиткам всегда волновало власти. 14 мая 1885 года появился закон, устанавливавший продажу вина только в тех местах, где подавалась закуска, например в трактирах».

Но… цитата первая – из статьи, размещенной в мае 2013 года в газете «Соратник» за подписью «профессор А.Н.Маюров», а вторая – из статьи за подписью «кандидат исторических наук Надежда Мартыненко», размещенной 10 марта 2009 года на Православном портале «Трезвение» [3], а еще ранее – на сайте Российского исторического журнала «Родина» [4].

?!..

Да-да, все верно, дорогой читатель, наш «профессор» просто стырил этот абзац. И последующие, кстати, тоже. И не только у г-жи Мартыненко. Например, А.Н. Маюров далее пишет:

«С 1 января 1886 года предполагалось закрыть более 80 тысяч кабаков.

В новом типе заведения – винной лавке – продажа вина могла производиться только на вынос, что должно было уберечь посетителей от соблазна пропиться до копейки. Но ожидаемого не произошло. Взамен кабаков стали плодиться корчмы и постоялые дворы, в которых, как и прежде, можно было напиваться до беспамятства».

А вот, о том же, но на несколько лет ранее, пишет кандидат исторических наук Надежда Мартыненко»:

«К 1 января 1886 года предполагалось закрыть более 80 тысяч кабаков.

В новом типе заведения – винной лавке – продажа вина могла производиться только на вынос, что должно было уберечь посетителей от соблазна пропиться до копейки. Но ожидаемого не произошло. Взамен кабаков стали плодиться корчмы и постоялые дворы, в которых, как и прежде, можно было напиваться до беспамятства».

Далее, в следующем абзаце г-н Маюров:

«И все же, одна из причин неудачи закона 1885 года виделась в том, что не устранялся корень зла – личный интерес содержателей питейных заведений, побуждавший к спаиванию народа».

Вы, конечно, уважаемый читатель, думаете, что Александр Николаевич сам до этого вывода додумался? Увы, и этот, как и многие из последующих, наш бесславный «профессор» попросту… украл. В частности, у той же Н. Мартыненко. Сравните – текст из уже известной вам статьи «Пиво в молочных лавках»:

«Главная причина неудачи закона 1885 года виделась в том, что не устранялся корень зла – личный интерес содержателей питейных заведений, побуждавший к спаиванию народа».

Вы, конечно, уважаемый читатель, думаете, что Надежда Константиновна сама до этого вывода додумалась? Увы, наш бесславный кандидат исторических наук украла эту мысль у юриста, публициста, настоящего профессора Владимира Федоровича Дерюжинского (1861–1920), который в 1908 совершенно верно заметил так:

«Главную причину неудачи закона 1885 г., благие намерения которого не осуществились, усматривают в том, что этим законом, как и ранее изданными мерами, не устранялся корень зла – личный интерес содержателей питейных заведений, который побуждает спаивать народ» [5].

И вот, после столь постыдного, прямо скажем, начала, г-н Маюров решился-таки подать свой собственный голос и, – ох! уж лучше б он привычно подворовывал и далее, – тут же сморозил глупость, заявив «о законе 1885 года», что с его помощью, якобы, «были спасены все малые и малочисленные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока от алкогольного уничтожения. С 1885 года по закону можно было сокращать продажу алкоголя в регионах и на местах вплоть до введения территорий трезвости. Вот полная трезвость тогда и спасла многие народы».

Ну, во-первых, обозначенные в «законе» возможности «сокращать продажу алкоголя… вплоть до введения территорий трезвости», многим народам не предоставлялись и, однако же, их, тем не менее, как-то угораздило спастись?! Например, как утверждалось, Правила «торговли (14 мая 1885 г.) имеют применение не на всем пространстве России; исключения составляют прибалтийские и привислянские губернии, Сибирь, Закавказский, Туркестанский и Приамурский край и некоторые части Астраханской, СПб., Ставропольской и Оренбургской губ., Донской, Терской, Кубанской, Уральской и Тургайской областей, где остались в силе постановления уст. П. сборов 1876 г.» [6].

Во-вторых, – возможно, мне крепко не повезло, – но я никогда не встречал ни одного документа, в котором хотя бы косвенно упоминалось о том, что «малые и малочисленные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока» с помощью «закона 1885 г.» или же с помощью какого-то иного закона вводили у себя «территории трезвости».

Например, нам известно, что Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 30 мая 1930 года «О запрещении ввоза и продажи спиртных напитков в северных окраинах РСФСР» разрешалось «ЦИКу Якутской автономной республики, Дальне-восточному, Сибирскому и Северному крайисполкомам и Уральскому исполкому вводить, в случае необходимости, частичное или полное запрещение ввоза и продажи спиртных напитков» [7], но ничего не известно о том, чтоб «малые и малочисленные народы» обращались к властям с просьбой ли, с требованием ли ввести на своих территориях эти самые зоны, свободные от алкоголя.

Или, что там далеко ходить, сегодня в соответствии с федеральным законом, «органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции» [8].

И что? И пусть не народы, но хотя бы наши трезвые, просвещенные «профессоры» опрометью, расшибая свои высокие лбы о широко распахнутые двери «органов государственной власти», бросились с петициями да с прошениями?

Увы!

Так ведь, оно ж и понятно: одно дело – поддержать уже введенный запрет, как это было, скажем, в 1914 году, и совершенно иное – выступить в роли закоперщика. К сожалению, эти тонкие нюансы не очень хорошо понимают некоторые «профессоры», страшно далекие от народа.

Торговцы алкогольным зельем всегда находились, – и находятся, – в тесном, во взаимовыгодном альянсе с представителями администрации и полиции, и поэтому любые протрезвеннические, организационные и просветительские независимые инициативы, этими деятелями воспринимались, – и ныне воспринимаются, – как покушение на шкурные интересы. Вы посмотрите, как, не смотря на всероссийскую, широкую известность и столь же широкую общественную поддержку, мордуют сегодня руководителей екатеринбургского фонда «Город без наркотиков» Е.В. Ройзмана и Е.В. Маленкина, посмевших выступить против наркобарыг и действующих с наркобарыгами заодно, местных госчиновников!

Вспомним, в этой связи хотя бы одну, но хорошо известную нам историю. Накануне отмены крепостного права, в России в целом ряде губерний стали возникать общества трезвости, в поддержку которых выступил Святейший Синод Русской Православной Церкви, благословивший «священнослужителей ревностно содействовать возникновению в некоторых городских и сельских сословиях благой решимости воздержания от употребления вина» [9].

И как на это отреагировала власть?

Вот, что засвидетельствовал 20 октября 1859 г русский писатель-этнограф. Николай Семенович Лесков в романе-хронике «Соборяне» (1872):

«…министр финансов сообщил будто бы обер-прокурору святейшего синода, что совершенное запрещение горячего вина, посредством сильно действующих на умы простого народа религиозных угроз и клятвенных обещаний, не должно быть допускаемо, как противное не только общему понятию о пользе умеренного употребления вина, но и тем постановлениям, на основании которых правительство отдало питейные сборы в откупное содержание. Затем, сказывают, сделано распоряжение, чтобы приговоры городских и сельских обществ о воздержании уничтожить и впредь городских собраний и сельских сходок для сей цели нигде не допускать» [10].

Так если уж Синоду так запросто выкрутили руки да вправили мозги, то что же вы хотите от малых народов или даже от малой группы особо сознательных жителей деревни?

Хуже того! «Малые народы», – а это, прежде всего, и в основном крестьяне, – представляли собой после реформы, проведенной под руководством графа П.Д. Киселева в 1838 году, сельское самоуправляемое общество, во главе которого стоял староста.

Много всевозможных вопросов решало это «сельское общество» через сельский сход: и все дела, относящиеся к общинному пользованию землей, и распределение налоговой нагрузки по крестьянским хозяйствам, и исключение из общества, и прием новых членов в общество, и... вопрос о наличии кабака на своей территории. И вот, казалось бы, – голосуйте всеми своими мозолистыми руками за свое светлое, трезвое будущее! Ан, хрен вам! А что ж так? А вот, оказывается, что «сельские общества за разрешение целовальнику на открытие кабака назначали особую плату. Благодаря этому общественному налогу крестьяне получали с кабатчиков крупную сумму. По расчету профессора Ходского, во всей России собиралось сельскими обществами ежегодно 12–15 миллионов рублей. Деньги эти шли на разные общественные нужды и, между прочим, на постройку школ» [11].

Вот он, опять этот извечный шкурный интерес! И выходит так, что борцы за запрет виноторговли, – если, конечно, таковые находились, – входили в неизбежный, затяжной конфликт и с «сельским обществом», и с держателем кабака, и с крышующей кабак полицией, и с местной властью, и с производителями алкогольной отравы – российским дворянством, и далее – с интересами государственной казны...

Так мог ли при таком-то раскладе хоть кто-нибудь оказать хоть какое-то влияние на существующую ситуацию? Конечно. «Устав о винокурении», принятый во времена Екатерины II, утверждал: «1. Вино курить дозволяется всем дворянам и их фамилиям, а прочим никому» [12]. Следовательно, только дворянам, и никому из прочих, и было под силу – сбросить позорное, кабацкое, алкогольное иго со стоящей на коленях полупьяной России. Но… чего б это ради наши дворяне так бы вдруг раскопошились бы, засуетились бы, да расстарались – взяли да и отказались от своего преимущественного права содержать питейные заведения, отказались от пожалованных императрицей привилегий, от своих барышей? Ну, не ради ж Народа, Царя и Отечества, верно? О чем так любит иной раз потрепаться известный наш дворянин-винодел Никита МихАлков…

Ну и, наконец, в-третьих, – и это самое главное, – явление алкоголизма среди тех народов, о которых так изболелась душа у нашего нижегородского «профессора», на тот момент не представлялась настолько серьезной, чтоб было позволительно торопливо говорить о блицкриге, проводимом с помощью алкогольной отравы. Что это за истеричность – «трезвость тогда и спасла»? А если б тогда не спасла, то что? Мы б сегодня имели на просторах Сибири, Севера и Дальнего Востока пустыню, заселенную таджиками, китайцами да узбеками?

Намедни мне довелось прочитать в журнале «Медицина и Здоровье» подобную же статью с подобными же нотками, в которой главный врач Сургутского психоневрологического диспансера Сергей Альбертович Смердов привел, видимо, понравившееся ему высказывание некоего врача противооспенного отряда Красного Креста А. Мельникова, утверждавшего в далеком 1914 году:

«…все без исключения (выделено мной. – Е.Б.) инородцы, в том числе женщины и дети, питают необычайное пристрастие ко всему спиртному, причем за недостатком винного спирта пьют одеколон, как и все, что так или иначе имеет отношение к спиртному» [13].

И тут же, далее, пребывая, видимо, в состоянии сильного головокружения от успехов своего собственного диспансера, С.А. Смердов заявляет:

«На конец 2007 года на учете в нашем диспансере состояло 116 больных алкоголизмом представителей населения ханты. В пересчете на 1000 человек соответствующего населения это составило 31,8. Впервые в жизни было зарегистрировано 4 представителя ханты, больных алкоголизмом, что составляет 1,1 на 1000».

То есть, в переводе с медико-статистического языка на русский общебытовой, на учете в диспансере всего стояло больных алкоголизмом – 116 человек, т.е. 3 (три) алкоголика на каждые 100 человек, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе, а за весь 2007 год было зарегистрировано лишь 4 новых алкоголика – только 1 на 1000!

3 на 100 и 1 на 1000 – так это ж вообще нуль, господа!

Нуль!

Или – почти нуль.

Спрашивается, если 100 лет тому назад «все без исключения инородцы, в том числе женщины и дети» пили одеколон, – а это уже, если не третья, то вторая-то точно стадия алкоголизма, – то что же от подобных существ, от таких безнадег-вырожденцев, от такого негодного генетического материала могло уродиться и что могло уродиться от уродившихся?.. Ведь Плутарх был не совсем прав, когда утверждал, что «Пьяницы рождают пьяниц». Согласно исследованиям французского психиатра Бенедикта Мореля (1809–1873) дело обстоит еще хуже. Имеющие «необычайное пристрастие ко всему спиртному», – т.е., ставшие на путь вырождения – «болезненного уклонения от первоначального типа» (Ю.В. Каннабих), когда происходит не только накопление и передача личных дефектов особи по наследству, но еще и нарастает процесс общей дегенерации, – подпадают под действие закона вырождающихся поколений:

1-е поколение: «нервный» темперамент, нравственные пороки;

2-е: неврозы, эпилепсия, истерия, ипохондрия;

3-е: душевно больные, убийцы, самоубийцы;

4-е: умственная отсталость, кретинизм, бесплодие.

Такова судьба всех имеющих «пристрастие ко всему спиртному»; их род неизбежно исчезает с лица Земли, как исчезли пьющие царские династии Рюриковичей и Романовых…

Так могло ль потомство тех дегенератов 1914 года, – если они были именно таковыми, – выжить и с бодрецой шагнуть в наш, в XXI-й век?!.. И даже более того, могло ли из тех предков, являющихся, – как утверждается врачами – Мельниковым и Смердовым, – на 100 % спиртозависимыми, превратиться в поколение почти независимое? 3 %, повторюсь, это почти нуль…

Конечно, оценивая столь критично не в меру разухабистых публицистов, мы и сами вместе с тем не должны впадать в иную, в противоположную крайность и утверждать, будто «пьяная царская Россия» – это миф. Нет, не миф. Конечно, пили в России. Например, душевое потребление алкоголя в Европейской России в 1893 г. составляло аж 2,46 литра [14].

Не «ха-ха-ха»! – уважаемый читатель, а 2,46 литра! Причем, я подчеркиваю – в Европейской России. Выдающийся современный исследователь алкогольной темы, и он в этой теме – эксперт, А.В. Немцов совершенно авторитетно заявляет: «В середине XIX в. в России была уже добротная для своего времени статистика» [15].

Так вот, 2,46 литра в год. А это 6,7 грамма спирта в сутки. Или – 16 граммов водки. 3 (три) чайных ложки.

Если же мы сделаем подобный же расчет по азиатской части России, то окажется, что на душу населения в сутки там приходилось по 1 чайной ложки «безводного алкоголя». Причем, и это я подчеркиваю особо, эту одну чайную ложку выпивало не коренное население, а в основном русскоязычная орда пришельцев, заполонившая города, в которых уже разместился царев кабак. Но вы посмотрите, до чего страшны глаза у иных «профессоров», говорящих на сию тему?!.. «Были спасены все малые и малочисленные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока от алкогольного уничтожения»!!!

От какого уничтожения были спасены изредка пьющие квас да кумыс?!

Как это – «от какого»?! Да вы почитайте, г-н Батраков, того же Матиаса Кастрена, который 5 марта 1846 г. в письме асессору Ф.И. Раббе, сидящему в теплом Гельсингфорсе, ныне Хельсинки, пишет:

«Масленицу я провел довольно неприятно в деревне Молчановой, где меня поместили в верхнем этаже обыкновенного кабака. Здесь в продолжение всей разгульной недели я ни днем, ни ночью не имел ни на минуту покоя от шумливых пьяниц. Молчанова – небольшая деревня, окрестная сторона бедна и редко заселена самоедами, но, несмотря на то, продажа вина производилась в таких огромных размерах, что кабак в один день масленицы выручил почти 1800 рублей. По этому можно составить себе понятие о пьянстве в Сибири. Оно распространено до такой степени, что здесь почти уже и не стыдятся его» [16].

Разобиженному финну, которого поселили в кабаке, мнится, будто бы вся Россия – пьет! Ну, в кабаке, ясное дело, и не такое примерещиться! За один день, – пишет этот финский болтун, – кабак выручил 1 800 рублей.

1 800! Ух, ты! А сколько ж, спрашивается, было вообще продано водки, если она стоила тогда в среднем около 5 руб. за ведро? [17]

1 800 : 5 = 360 ведер.

Далее, 1 ведро в те времена равнялось – 12.3 литра. Если на поллитровки, то выходит – 25 поллитр содержалось в 1 ведре.

25 поллитр умножаем на 360 ведер и получаем: 9 000 поллитр.

Мне интересно знать, что это там за деревня, деревушечка Молчанова была, в которой мужиками было выпито за один только денек 9 000 поллитр водки?!..

Вот такие вот «путешественники», как этот Кастрен, и формировали мнение Европы о нашем Отечестве! К сожалению, у тех, позапрошловековых зарубежных формирователей находятся еще и сегодня бойкие продолжатели их дела из числа некоторых «профессоров»…

Так, что же и сколько пили народы Сибири?

Ну, прежде всего, пили кумыс – кисломолочный напиток из кобыльего или же из коровьего молока, содержащий от 1% (однодневный) до 2,5% (трехсуточный) спирта [18]. Причем, во второй половине XIX в. его производство, по крайней мере, среди хакасов – минусинских татар, почти прекратилось в связи с широким распространением айрана [19], продукта молочнокислого и спиртового брожения, который по своим свойствам близок к кумысу, но имеет более густую консистенцию и содержит спирта до 0,6% [20]. Это примерно в 2-3 раза меньше, чем в обычном русском квасе.

И, конечно же, еще пили араку – молочную водку. Причем, как пишет Виктор Яковлевич Бутанаев – ученый-этнограф с мировым именем, доктор исторических наук, совершенно не склонный изображать своих соплеменников более трезвыми, чем они были на самом деле, «крепость араки была не больше 5-10 градусов. В редких случаях, чтобы получить хмельной напиток покрепче, делали повторную перегонку» [21].

5-10 градусов – это столько же или в два раза больше, чем у жигулевского пива, считавшегося до недавнего времени «безалкогольным напитком».

И вот, от такой опасной опасности, как считает не в меру встревоженный «профессор» Маюров, и «были спасены все малые и малочисленные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока»!?.. Спасены с помощью «закона 1885 г.»!

От какого уничтожения, – разбудите меня! – кто кого, где и как там и тогда уничтожал? Где свидетели, очевидцы, факты и пострадавшие?..

Особенно, если принять к сведению, что у татар парням разрешалось пить с 25-30 лет, а женщинам – только после рождения второго ребенка [22].

Рассуждаем далее.

Мало того, что в XIX веке сибирская водка была, примерно столь же убойной, как сегодняшнее «безалкогольное пиво», так ведь еще и изготовление ее было процессом весьма трудоемким и затратным. Например, из 10 ведер 0,5-процентного айрана получали лишь 1 ведро 5 процентной араки. А коровы в те времена были мясные, молока давали мизер – 2-3 литра на дойку.

А прикиньте, сколько при этом еще нужно было сжечь дровишек!? Вы бывали в сибирской степи? Голая пустошь! Ни кустика, ни деревца, ни Газпрома, ни угольного разреза! Конечно, есть у нас и тайга. Но… потерянное ищут не там, где светло. Вот и кочевники – стремились жить не там, где дрова, но в местах безопасных и богатых кормом для скотины.

Вспомните, какая куча топлива нужна для каких-то там 2-3 килограммов шашлыка. А тут – целый центнер жидкости! Конечно, такая морока – гнать самогонку – была очень не простой задачей. Поэтому нам вполне верится в то, что, как утверждают некоторые исследователи, молочная водка появлялась на столе у простых людей не чаще, чем один-два раза в году [23].

Появлялась один-два раза в году, да и то ведь не у всех. Например, у якутов ее вообще не было. А у некоторых не только водки не было, но даже кумыс отсутствовал. Даже на свадьбе.

Вот свидетельство выдающегося российского историка, знаменитого исследователя Сибири Герарда Фридриха Миллера (1705–1783):

«Ни у одного народа свадебные торжества не обставляются так скупо, как у лесных тунгусов. Это обусловливается их образом жизни, потому что они всегда живут очень разбросанно и никогда не имеют больших запасов для угощения гостей. Поэтому на свадьбе у них редко присутствует кто-либо помимо тех двух семей, которые роднятся между собой через этот брак. Если же случается, что поблизости оказывается еще кто-либо другой, и у них есть в запасе столько мяса, что они могут решиться на их угощение, то и их все же не обходят приглашением.

Очень часто свадьба справляется безо всякой пирушки. Если же пирушка имеет место, то родители с обеих сторон должны разделить расходы» [24].

Кстати, говоря о большой трудоемкости приготовления водки, и почти одноразовости ее употребления, мы не должны упускать из виду то, что и айран кочевники пили не круглый год.

Что наводит нас на эту, шальную мысль?

Во-первых, конечно же, наличие самих праздников – Тун пайрам (или, как считает современная хакасская, не системная оппозиция, Тун айран) праздник первого айрана, который обычно проводился в конце мая – начале июня, когда после зимовки появлялись первые молочные продукты [25]; и – Праздник последнего айрана – Айран солындызы, который отмечали 1 октября после перекочевки на зимник и окончания заготовки дров на зиму.

Так вот, если б кто-то мог додуматься до того, что кочевники пили водку круглогодично, то ему пришлось бы еще поднатужиться да поднаморщиться для поиска разумных объяснений: откуда молочишко для араки и зачем кочевники городили огород – создавали праздник первого айрана да последнего айрана?

Мы же склонны утверждать, что молоко, по крайней мере, в избытке, не могло быть у кочевников все время. Почему? Потому что такое изобретение, как «скотный двор» – стойловое содержание скота, принесли в Приенисейскую Сибирь оккупанты – русские казаки – только в XVIII-ом столетии.

А что было до этого?

А до этого скот круглый год, – и на ветру, и в пургу, и в лютый мороз, – пасся в степи и в горах на подножном корму: «Лошади уходили за 10–50 км от аала, где вольно паслись на своих отдалённых пастбищах. Зимой табуны укрывались в малоснежных горах. В долине Абакана такими благоприятными местами были горы Сахсаар, Саар, Сарой и др., а в Июсских степях – горы у оз. Белё. Вообще площадь у оз.Белё была выгоном общего пользования. Здесь на территории до 1000 км не имелось ни селений, ни посевов» [26].

Так, если лошади – там, а вы – тут, много ли вы набегаетесь с такими дистанциями, чтоб молочка поднадоить?

Это один момент.

Второй момент связан с тем, что тогдашние животные в зимнюю пору не то, чтоб хозяев своих, себя-то не всегда прокормить могли: «К весне скот настолько ослабевал, что не в силах был тебеневать. (Пастись, добывая корм из под снега. – прим. Е.Б.). Истощённый за зиму скот… надо поднимать. Хакасский обычай требовал, чтобы каждый проходящий мимо обессиленного животного дал ему корм и помог подняться [27].

С коровами дело обстояло чуть лучше, но не настолько, чтоб можно было б пить его от пуза.

Вот почему, и кумыс, и айран считался летним напитком и готовился лишь с мая по август.

Но… коль дело обстоит именно таким образом, то, дорогой читатель, ведь выходит, что сибирские татары жили практически в трезвости с сентября по апрель включительно?! То есть, более полугода?!.. В холодный период – совсем трезвые, весной и летом – набухавшись полупроцентным айраном! Ясно дело, если б не «закон 1885 года» так и действительно ведь – полный кирдык этой татарве сибирской пришел бы!?..

II

Как-то, поначалу не замечая, а потом уж даже и замечая, мы привычно и молча проглатывали встречающиеся информационные какашки – абсурдизмы, неточности, лжицы – в кашке, которой потчевал нас «профессор» Маюров. Мы принимали все эти несъедобности примерно так же, как пришедшие в сей мир принимают уже существующий, задолго до них возникший порядок вещей: светило встает на востоке, а заходит – на западе, хотя с точки зрения здравого смысла, быть может, было б разумнее двигаться с юга на север или даже наоборот…

Мы смирились с тем, что «профессор» Маюров вот уже третье десятилетие морочит нам наши трезвые головы. Мы привыкли. И даже не возражаем… И даже тень мыслишки о возражении не фланирует в извилинах наших голов. Не дай бог покуситься на этого, святого атеиста, на эту, почти священную нижегородскую корову, на этого отца 5-го трезвеннического движения! (К отцовству, кстати, я еще вернусь чуть ниже).

Впрочем, дело-то даже не в сакральности фигуры и не в ее, до безобразия обляпанном неряшливостями, учении. У нас ведь у всех на виду разворачивалась многоактовая, можно сказать, «человеческая трагедия» – самоисторжение Маюрова из масонской, как он сам утверждал, ложи добрых храмовников – МНАТ. В 2001 году [28]. После того, как ему не хватило стула в этой масонской ложе, он однажды взял да и хлопнул крепко-накрепко воображаемой дверью, и не воображаемо подался вон. И все бы хорошо, но он, будучи атеистом, глубоко неверующим, и совершенно не склонным к постыдному христианскому смирению и к выставлению своей второй щеки взамен уже побитой для повторного по-морде-ударения, взял да и породил знатную склоку, поперчив ее к тому же еще и перманентной местью. На статус же вечных мишеней им был определен татарстанский историк Владимир Михайлович Ловчев и его подлые клевреты – К.С. Красовский и С.Н. Шевердин. Ну, по фамилиям сразу видно, что – евреи. К тому же первый, как мнится Александру Николаевичу, не просто Ловчев, но – Ловчев-Гаркави. Я трижды пытал Владимира Михайловича: ну, скажи, ну, хоть намекни, ну, вот только между нами – кто такой этот Гаркави? Божится – знать, говорит, не знаю!.. Аж, самому уже стыдно, что не знаю…

Маюров, впрочем, тоже не знает. Я спрашивал. Молчит. Трясется от злости и молчит. Одно только повторяет, как заведенный: Гаркави, Гаркави, Гаркави. Вот уже 20 лет кряду. И все еще не выдохся. Крепок академик, нет слов!

Кстати, я, когда вспоминаю эту забавную историю с этим пустяком – с исходом нижегородской священной коровы из МНАТ, и тем вселенским плачем, перемежающимся зубовным скрежетом, который все еще порой раздается из Нижнего Новгорода, как-то само собой вдруг, словно черт из поллитры, тут же выскакивает ассоциативный образ – Владимир Вольфович Жириновский (Эйдельштейн) [29], тщательно, заботливо баюкающий свою беду – полусиротскую жизнь в Алма-Ата, когда он там был брошен в трудные послевоенные годы своим еврейским папой. А у них такая была большущая семейка! И им так трудно было среди этих сытых казахов в этой богатой, солнечной столице, которой не коснулись костлявые лапы мировой войны. И при всяком удобном случае, полусирота Жириновский, с наслаждением расцарапывая незаживающие раны своей вечно страдающей души, балансируя на грани, за которой начинается истеричный крик с соплями и слезами, он опять и опять говорил о папе, и снова о папе, и снова о том, как же трудно было им, ему, и, быть может, только ему и им…

Впрочем, мне – смешно, а Владимиру Вольфовичу, похоже, и в самом деле, больно. Так больно, что время – не лечит этого неизлечимо больного депутата…

Мы смирились с тем, что «профессор» Маюров – человек, претендующий на статус лидера трезвеннического движения России, создал самопровозглашенную, непризнанную научным сообществом России, академию – МАТ (дегенерация аббревиатуры «масонской ложи» МНАТ), назначил сам себя руководителем этой академии, объявил сам себя академиком этой академии, и, наконец, начал шустро приторговывать и членством в «академии», и званиями в ассортименте, и даже медалью им. Ф.Г. Углова…

(Примечание: Я уж, да простят мне читатели, буду то, что г-н Маюров называет МАТр, называть МАТ, т.к. с одной стороны, это более соответствует тому, о чем идет речь, а, с другой стороны, аббревиатура, которой пытается воспользоваться «профессор», уже занята: Международная академия телевидения и радио (МАТР) – общественная неправительственная организация, объединяющая работников электронных СМИ разных стран, существует с 2002 года, а Международная академия трезвости (МАТ), как сообщается на сайте самой же академии, с 21 сентября 2003 года).

 

* * *

Идейно-теоретическая основа 5-го трезвеннического движения России – учение ленинградского психофизиолога Г.А. Шичко, центральное место в котором занимает теория психологического программирования, являющаяся по выражению Геннадия Андреевича, ключом к научному пониманию многих отрицательных явлений [30] и дающая совершенно ясный, научно обоснованный ответ на самый главный вопрос последних столетий: почему люди курят и пьют? И ответ этот таков: единственная причина курения и употребления «спиртных напитков» – запрограммированность, состоящая из установки, программы и соответствующих убеждений. И поэтому, в рамках данной парадигмы, мы теперь уже твердо знаем и хорошо понимаем, что ни наказания, ни таблетки, ни иглы, ни травы, ни лоботомия, ни прочие телесноориентированные, в том числе, и самые суровые, средства не способны превратить этанолика и курильщика в человека, свободного от алкоголя и табака, в человека независимого от химических интоксикантов.

Каково же было мое изумление, когда на сайте МАТ [31], где заправляет всеми делишками г-н Маюров, я вдруг обнаружил… рекламу биотренажера «Редокс»?!

Кольцо-биотренажер – это такая проволочная, хитро скрученная-перекрученная пружинистая, круглая баламбешка, которую надобно насобачить на палец и гонять ее туда-сюда от ногтя до казанка, то бишь пястно-фалангового сустава.

«Технология избавления от табачной зависимости:

Выработайте привычку перекатывать биотренажер по пальцам, когда вам комфортно. Бросайте курить сразу! Вместо сигареты пользуйтесь новой привычкой при каждом желании закурить. Необходимо, чтобы биотренажер был всегда под рукой. Восполните недостаток гормонов удовольствия новыми полезными привычками и активным образом жизни (повышением уровня бодрствования)».

?!..

Ну, если мы верим в то, что курение обусловлено исключительно информацией, которую, кстати, можно изменить только с помощью другой информации, значит, мы не верим в то, что от курения можно избавиться с помощью неинформационных средств.

А коль так, то выходит, что мы, помогая всучить доверчивым покупателям явный фальсификат, просто обманываем людей?! Причем, сознательно!?..

С какой же целью и за какие услуги это делает г-н Маюров, предоставляющий мошенникам место на своем сайте?

А с какой целью г-н Маюров предоставил место на «Доске объявлений» для приглашений зайти на дагестанские и украинские эротические бесплатные чаты и сайты с порнухой, с виртуальном сексом?

Причем, все это висело до тех пор, пока Григорий Иванович Тарханов лично не вмешался в это безобразие, и не пригрозил удалить на сайте СБНТ ссылку на сайт МАТ.

* * *

Представляется совершенно очевидным, что «борьба с пьянством» давно превратилась для г-на Маюрова в хорошенький гешефт.

Памятуя о том, что «деньги не пахнут», он охотно сосет «финансовую сиську» госструктур, которые, по сути, «крышуют» алкобизнес, пользуется всевозможными, в том числе, иностранными грантами…

Напорист. Энергичен. Упруг. Жаден до денег. В нем, в бывшем функционере Горьковского обкома ВЛКСМ, хорошо просматривается и угадывается энергичная хватка комсомольских вожаков 70-х годов, их способность идти к поставленной цели по головам, ни с кем и ни с чем не считаясь, «любой ценой» и «во что бы то ни стало». Этих энергичных да пламенных Владимир Войнович в своем романе «Москва 2042» совершенно точно именовал «заглотчиками», а Михаил Булгаков вывел представителей их породы в романе «Собачье сердце» в образе председателя домкома Швондера. Решительны, рациональны, бессовестны. Хорошие мышцы, железные челюсти, неморгающие глаза. Они без сантиментов и эмоций. Хватка, как у бойцовых псов. И всегда наготове демагогия и методы психологического террора, позволяющие в любой момент выставить простодушного человека напоказ в голом виде, пригвоздить к доске позора, представить отщепенцем и т.д. Они насобачились за столетия выкручивать руки, затыкать рты, разделять и властвовать…

Они хорошо усвоили: есть цель, есть средство, все остальное – «жалкие эмоции». Поэтому, для них важна не истина, но – правда. Своя собственная. Замешанная на выгоде и целесообразности. Поэтому, они, не смотря на раздающиеся возражения, издают, например, книгу под названием «Собриология» (Нижний Новгород, 2009 г.) – собрание фальшивок, ошибок, глупостей и просто откровенного вранья. К сожалению, в авторской команде мифотворцев – маюровских соавторов, создававших сей «труд», очутился и один из наиболее добросовестнейших пропагандистов трезвого образа жизни – доктор исторических наук В.П. Кривоногов. (Ну, что ж, и так бывает. Попали ж мы с Виктором Павловичем помимо своей воли, в число рецензентов, подобной же, весьма сырой книжонки С.А. Сушинского «Наука трезвости», М.: 2007 г.).

К шедеврам наиоткровеннейшего вранья, распространяемого А.Н. Маюровым на протяжении последних нескольких лет, я бы отнес и его, широко тиражируемую и, к сожалению, хорошо известную лекцию «Трезвые миры», в которой он, делая ставку на возможное невежество своей «паствы», норовит маргинализировать пьющие страны – спихнуть их на обочину цивилизации. В частности, глазом не моргая и не прикрывая стыдливо рот ладошкой, витийствующий «профессор» авторитетно заявляет: «Наиболее крупные народы, которые живут трезво, китайцы» [32].

?!..

Похоже, наш «профессор» совсем не в курсе, что по последним данным Всемирной организации здравоохранения душевое потребление алкоголя в Китае уже достигло 5,91 литра?! [33]

Далее, к странам несомненно трезвым нашим лектором почему-то отнесен Ирак, потребляющий 2,41 литра. Примерно столько же пила «царская пьяная Россия» в 1893 году – 2,46 л.

В трезвые же страны попала и Уганда, где выпивается аж 11,93 литра спирта на душу населения!? О-дин-над-цать литров!

И так далее, и так далее!..

Как-то, согласитесь, странно, что г-н Маюров, называющий себя профессором, член-корреспондентом ПАНИ, академиком АСТ, академиком МАТ, президентом МАТ, вице-президентом ИСБВ и далее по длинному списку, и взявшийся рассуждать на тему, прямо скажем, не в теме?

Александр Николаевич, вы настойчиво и часто называете себя «профессором», но не очень понятно: профессор – это должность ваша? В таком случае, где? Если это – звание, то кто, когда, какой ученый совет вам его присвоил?

Насколько нам известно, звания профессора по кафедре и выдача соответствующего аттестата осуществляется Министерством образования и науки Российской Федерации, а учёное звание профессора по специальности присваивается Высшей аттестационной комиссией Минобраза РФ. Но… дело в том, что над вами, над вашей академией нет ведь ни Министерства, ни ВАКа?

Или вы у нас, как ряженный казак – сам себе наград надавал на всю грудь широкую, сам себя погонами красивыми украсил? А Гришка Отрепьев, часом не ваш далекий родственник?

Кстати, столкнувшись с тем, что Маюров настряпал столько фальшивок и столь привычно подворовывает интеллектуальную собственность, я даже как-то очень засомневался – быть может, он и доктор педагогических наук такой же, как профессор? А-у, Александр Николаевич, не подскажите ли, где можно было б полистать хотя бы автореферат вашей диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук? Нам так интересны нюансы вашей жизненной биографии, что мы были б рады узнать и какова была тема, и кто был вашим научным консультантом, и кто официальным оппонентом…

* * *

А позвольте вам, читатель, предложить еще целый букетик вранья, создаваемый неугомонным «профессором» Маюровым все в тех же «Трезвых мирах»:

«Сегодня всё образование и здравоохранение в Норвегии и Швеции бесплатны. Тюрьмы пусты, поскольку нет клиентуры. Алкоголь и табак продают очень редко – имеется по одному специализированному магазину на область (округ). Причем всё «зелье» дороже нашего алкоголя и табака в 50-100 раз» [34].

Вранье 1: «Сегодня всё образование и здравоохранение в Норвегии и Швеции бесплатны».

Словцо «бесплатно» в русском языке означает не просто «даром», но –«за чужой счет».

Так ли дело обстоит в Швеции, если максимальная ставка подоходного налога (муниципального и национального) там одна из самых высоких в мире – до 57 %? В России – 13%. Быть может, зная об этом, – а наш лектор, безусловно, знает, – не имеет смысла утверждать, будто бы население что-то получает бесплатно? За все заплачено самими же реципиентами, побывавшими сначала в качестве доноров: государство недоплатило, а потом вернуло в форме социального обеспечения.

Вранье 2: «Тюрьмы пусты, поскольку нет клиентуры».

Хлестаков-Маюров заявляет, будто бы тюрьмы пусты. А вот по данным Международного центра тюремных исследований, композиция картины почему-то рисуется совсем иная: в Швеции аж целых 80 заключенных на каждые 100 000 населения [35].

Конечно, 80 это не 627 наших, но все же это и не пустые камеры. А коль так, то зачем же мы, г-н «профессор», опять и опять врем да врем своим слушателям? И когда только выветрятся у нас все эти дурные комсомольские замашки – не считать людей за людей?

Для сравнения: в США на каждые 100 000 человек приходится 751 заключенный; в Англии – 151; в Германии – 88, в Японии – 63.  

Вранье 3: «Алкоголь и табак продают очень редко – имеется по одному специализированному магазину на область (округ)».

Ну, начнем с того, что Швеция разделяется на 21 округ [36]. И в Швеции только компания «Systembolaget», – а она далеко не единственная, – имеет более 400 магазинов по всей Швеции.

Делим: 400 на 21 и получаем: почти 20 магазинов, торгующих алкоголем, в каждом округе! Чувствуете разницу? 1 на округ (по маюрово-хлестаковски) и – 20 на самом деле?

Вранье 4: «…всё «зелье» дороже нашего алкоголя и табака в 50-100 раз»

Делаем простой расчет. Исходя из того, что стоимость обычной пачки сигарет в Швеции – 46-48 крон [37], то в переводе на рубли это составляет примерно 230 рублей. (1 крона = 4,7 руб. по курсу ЦБ РФ на май месяц 2013 г.) [38].

Но… почему же делая такие круглые глаза и размахивая этой цифровой порнографией, наш «профессор» умалчивает о том, что средняя зарплата в Швеции составляет 27 900 крон, что эквивалентно примерно 111 тыс. руб.? [39]

Далее, средняя зарплата в Российской Федерации в текущем году составляет 27 тыс. рублей, а средняя стоимость 1 пачки сигарет – 50 рублей.

Швед на свою зарплату может купить 558 пачек, житель России в России – 540 пачек.

И о чем тут у нас беседа?

Может быть, с алкоголем Александру Николаевичу повезет больше?

Смотрим, как дело обстоит с алкоголем.

Литровая бутыль «хорошего», как принято говорить среди пьющих, коньяка – 20 латвийских лат [40].

1 лат на сегодня – 58 руб. Отсюда: стоимость 1 бутылки коньяка – 1160 рублей.

Но этот же коньяк и в России не дешевле – 2-3 и более тысяч рублей [41].

А если мы еще сравним по уже использованной методике?

Швед на свою зарплату купит 24 бутылки коньяка, а россиянин, – при цене 2 тыс. бутылка, – купит 13,5.

А вот данные, которыми поделился со мной как-то председатель секретариата МНАТ К.С. Красовский (Киев):

Цены в евро[42]

 
Швеция
Норвегия
Россия
Местное пиво
(бутылка 0,5 л)
1,74
3,42
0,95
Пачка сигарет (Marlboro)
5,79
11,56
1,43
 
И где мы тут видим выше заявленную разницу в 50-100 раз?

Обратите внимание, уважаемый читатель, на то, что мы с вами сейчас рассматриваем только один маленький абзац из одной очень большой лекции нашего «профессора»!? А ведь эта лекция вся состоит из подобного же вранья!?..

* * *

А.Н. Маюров не только нечист на руку, как выше мы уже могли, к сожалению, в этом убедиться, не только невероятно мстителен, но еще и болезненно тщеславен. В своем письме, которое он рассылал 1 апреля 2004 г. Фахрееву, Тарханову, Купавцеву, Звереву, Ершову, Ливину, он искренне удивляется наглости В.А. Дружинина, нашего соратника из Екатеринбурга:

«Дорогие друзья! Я не пойму Владимира Александровича, то ли он пропитан ложной наукой, то ли совсем не знает историю вопроса, то ли лукавит. Не могу понять. Он 1981 год называет началом 5 этапа трезвеннического движения?! Так может говорить только тот, кто не знает историю движения! А куда мы подевали с вами 60-е и 70-е годы? Словно их и не было. Странно. 1981 год это всего лишь яркий эпизод в нашем движении».

Между тем, Владимир Александрович, наш славный «Саныч», был не сам на выдумки горзад, он добросовестно проштудировал такого, не знающего историю движения, как Г.А. Шичко, посмевшего в своем «Маленьком словаре трезвенника» написать:

«В 1981 г. началось пятое трезвенное движение. Оно связано с межведомственной научно-практической конференцией «Профилактика пьянства, алкоголизма в промышленном городе», состоявшейся в г.Дзержинске. Здесь пропагандисты трезвости впервые открыто и единым фронтом выступили против сторонников так называемого умеренного питья и были поддержаны большинством делегатов» [43].

И об этом же еще раз Геннадий Андреевич позволил себе упомянуть в своей статье «Против абсурдизма в антиалкогольной пропаганде»:

«В декабре 1981 г. началось второе советское трезвенное движение. Его подготовка велась давно, однако, зародилось оно 8-10 декабря 1981 г. в г. Дзержинске (близ Горького) на Межведомственной научно-практической конференции «Профилактика пьянства и алкоголизма в промышленном городе». … Первым выступил, причем с пространным докладом, Ф.Г.Углов, текст его доклада в дальнейшем попал в Новосибирск и зажег там трезвенное движение» [44].

Конечно, вынести это невозможно. Оказывается, не он, не Александр Николаевич Маюров – отец 5-го трезвеннического движения, уже не пивший в 60-70 годы, а этот… докладчик Ф.Г. Углов?!..

 

* * *

Много, наверно слишком много я говорю сегодня о личности фальшивого профессора. И, возможно, он не стоит стольких слов и таких слов. Но мне пришлось так много говорить, чтобы мои читатели поняли простую, в сущности, вещь: г-н Маюров, подобно работорговцу Негоро из фильма «Капитан «Пилигрима», созданного по мотивам романа Жюля Верна «Пятнадцатилетний капитан», фактически, ведь подложил «топор под компас», в результате чего, Трезвенническое движение России последних трех десятилетий устремилось к фальшивым, к недостижимым целям. И при этом, совсем не важно – почему он это сделал: в угоду ли своим хозяевам, в угоду ли своему тщеславию, или же ради корысти, или же просто по дурости… Важно иное: наш Корабль идет не к тем берегам, не в Страну Трезвости. И многие из нашей команды уже отчаялись когда-нибудь услышать крик впередсмотрящего: «Земля, братишечки, земля!!!» Потому что ложь это тоже – информация, а ложная информация определяет ложный курс.

Так будем бдительны, уважаемый читатель, дорогой мой соратник, и присмотримся внимательно к тому, кто там вертится назойливо у руля нашего Корабля Трезвости, кто там мусолит настойчиво своим черным глазом наш корабельный компас?!

Бросайте за борт, все, что пахнет ложью! И знайте – ей цена не высока! [45]

Евгений БАТРАКОВ

Май 2013 г.

Литература:

1. Маюров А.Н. 100 лет борьбы с пьянством в нашем Отечестве // Соратник. – 2013. – Май, №5 (201). – С.3.

2. Полное собрание законов Российской Империи. 3-е собр. – СПб., 1887, т.5. – С.199–209.

3. http://trezvenie.org/news/full/&id=194.

4. http://www.istrodina.com/rodina_articul.php3?id=2644&n=129.

5. Дерюжинский В.Ф. Полицейское право. Пособие для студентов. – СПБ, «Сенатская типография», 1908. – С.345.

6. Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. – СПб.: 1898, Т.23-а. – С.728.

7. http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ESU;n=22451

//Собрание узаконений и распоряжений Рабоче-крестьянского Правительства РСФСР. 1930. № 31. Ст. 406.

8. http://www.rg.ru/2011/07/22/pivo-dok.html

9. Цит. по Лесков Н.С. Полное собрание сочинений. Изд. 3-е. – СПб., издание А.Ф. Маркса, 1902, т.2. – С.132.

10. Цит. по Лесков Н.С. Полное собрание сочинений. Изд. 3-е. – СПб., издание А.Ф.Маркса, 1902, т.2. – С.132.

11. Петрищев А.Б. Из истории кабаков в России. – Владивосток, 1990. – С.9 (Репринтное издание: Петрищев, А.Б. Из истории кабаков в России. // Журн. «Природа и Школа», № 2, 1906 г.)

12. Полное собрание законов Российской Империи. Т.XVII. 1830. – С.208. 9 августа 1765 г., №.12.448.

13. Смердов С.А. Решить алкогольный вопрос. / Медицина и Здоровье. – 2008. – №5 (25). – С.22.

14. Сикорский И.А. Яды нервной системы. Кн. IV. – Киев-Харьков, 1900. – С.148.

15. Немцов А.В. Алкогольная история России: Новейший период. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – С.60.

16. Кастрен М.А. Сочинение в двух томах: Т.2. Путешествие в Сибирь (1845–1849) / Под ред. С.Г. Пархимовича. – Тюмень: Издательство Ю.Мандрики, 1999. – С.107.

17. http://www.spravka08.ru/TextSection.aspx?sectionId=6658

Смирнов А.А. Король русской водки.

18. Кугенев П. В. Молоко и молочные продукты. – М.: Россельхозиздат, 1985. – С.59.

19. Очерки истории Хакасии (с древнейших времен до современности) / гл.ред. В.Я. Бутонаев; научн. ред. В.И. Молодин. – Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Ф.Н. Катанова, 2008. – С.308.

20. Кугенев П. В. Молоко и молочные продукты. – М.: Россельхозиздат, 1985. – С.59.

21. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. – С.117.

22. http://www.bestreferat.ru/referat-81632.html

В. Я. Бутанаев «Этническая культура хакасов». Абакан, 1998 г.

23. Андрей Ратманов. «Арака – молочная сестра водки».

http://www.proza.ru/2013/03/16/312

24. Миллер Г.Ф. Описание сибирских народов / Изд. А.Х. Элерт, В. Хинтцше / Пер. с нем. А.Х. Элерт. М.: Памятники исторической мысли, 2009. – (Источники по истории Сибири и Аляски из российских архивов: VIII, 1; Герард Фридрих Миллер. Этнографические труды. Часть 1). – С.369.

25. Народные праздники Хакасии. Учебное пособие. – Абакан: Изд-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 1999. – С.26.

26. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. – С.22.

27. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. – Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1996. – С.22.

28. Информационный бюллетень МНАТ «Феникс». – 2001, №2. – С.10

29. http://www.vybory.ru/spravka/biografii/president2000.php3

30. Шичко Г.А. В помощь пьющим, пожелавшим стать трезвенниками. Дроздов И. Геннадий Шичко и его метод. – М.: Философская Книга, 2012. – С.113

31. http://www.intacso.ru/

32. http://www.zdorovajaplaneta.ru/trezvye-miry-trezvaja-planeta

33. http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_countries_by_alcohol_consumption

34. http://pravdu.ru/lessons/maurov/

35. http://www.inosmi.ru/panorama/20080506/241194.html

36. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D8%E2%E5%F6%E8%FF

37. http://polpred.com/?ns=1&ns_id=668167

38. http://cbrf.magazinfo.ru/rur/SEK

39. http://www.dp.ru/a/2010/09/03/Srednjaja_zarplata_v_SHvecii/

40. http://www.youtube.com/watch?v=fOQVgazFIEQ

41. http://alcogold.ru/catalog/products/konjak

42. http://www.numbeo.com/cost-of-living

43. Шичко Г.А. Маленький словарь трезвенника. – Л.: 1884. – С.27

44. Дроздов И. Геннадий Шичко и его метод. – М.: Философская Книга, 2012. – С.212

45. Перефраз строк из песни В.С.Высоцкого «Пиратская»: «Бросайте ж за борт все, что пахнет кровью, – Поверьте, что цена невысока!» / Высоцкий В.С. Сочинения в двух томах, Т.1. – Екатеринбург: изд-во «У-Фактория», 1996. – С.229

 

 

Сразу же появилась на сайтах:

  1. 1.http://zapravdu.ru/content/view/340/79/
  2. 2.http://trezvost.pro/melekhin/2013/06/sk.html
  3. 3.http://www.inrav.ru/299-вященная-корова,-которая-ходит-сама-под-себя.html
  4. 4.http://optimalist.narod.ru/stati.htm
  5. 5.

Войдите чтобы оставлять коментарии

Наш канал на Youtube


Материалы Соратники

Статистика

Посетители
2041
Материалы
672
Количество просмотров материалов
3960714