"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость
Орлов. Часть 1. Прямое народовластие - будущее России
России предстоит на развалинах советов создание новых органов местного самоуправления. Подобно тому, как любой живой организм состоит из клеток, так и государство не может полноценно функционировать без самоуправляемых территориальных общин, эти первичных "клеток", на которых оно, государство, основывается. Если, как сегодня, этих малых клеточек нет, то возникают серьезные изъяны в государственном управлении обществом.
Принятие 12 августа 1995 года федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дает простор формированию основных клеточек нашего государства. Статья 8 этого закона предоставляет широкие возможности населению муниципального образования создать свой устав, определяющий структуру местной власти, и формы и механизмы осуществления управления общиной. В законе указывается, что Устав органа самоуправления разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно и принимается населением или непосредственно, или его представительным органом, если таковой имеется.
Закон о местном самоуправлении предписывает субъектам федерации в течение 3 месяцев, до 1 декабря 1995 года разработать свои Законы о местном самоуправлении, а в течение шести месяцев, то есть до 1 марта 1996 года провести работу по созданию органов местного самоуправления. Сроки малы. Они скорректированы в сторону увеличения. Приведенные ниже материалы могут быть использованы для разработки этого закона, если законодатели разделяют идею земства о прямом народовластии. Заметим, что в этих Уставах даны типовые формулы механизмов народовластия, которые легко конкретизировать к местным условиям.
Прямое народовластие
Большая часть проблем нашего образа жизни – управление собственностью, финансирование, обеспечение минимальных социальных стандартов в различных сферах жизни, правовая и социальная защита населения, гарантия политических и судебных прав местного населения, участие каждого гражданина во власти и управлении, образование, воспитание подрастающего поколения, здоровье, социальная безопасность, отдых, землепользование и др. – могут быть решены лишь в результате введения прямого народовластия, когда граждане сами будут обустраивать свою жизнь, не ожидая от государства решения местных задач.
Закон предоставляет свободу в организации структуры и механизмов местной власти, равные шансы, как на прямое народовластие, так и на представительное народовластие в механизме управлении местным сообществом. Разработчики данного документа исходят из того, что переход от представительной демократии к прямому народовластию вполне естественен с понижением уровня иерархии управления. Власть на уровне центра и субъектов федерации должна быть организована на принципах представительной демократии, а в структуре организации местной власти должно преобладать представительное народовластие.
Закон также предоставляет свободу в выборе наименования структур власти. Термин "Муниципальное образование" может рассматриваться как рабочий для документа, в котором формулируются принципы. Но он не уместен в широком словоупотреблении, что неминуемо, если оно войдет в уставы и в массовое пользование. Достаточно представить таблички вроде: "Муниципальное образование "Яхрома"" или "Яхромское муниципальное образование". Мы предлагаем термины "Земство" И "Община", которые существуют на территории России около четырехсот лет. Поэтому предлагаемые документы нами поименованы с использованием этих слов, например, " Устав земской территориальной общины "Яхрома"". Слово "территориальный" указывает на территорию и самоуправление, в отличие от общин иного рода профессиональные, по интересам и так далее.
Ученые Международной Академии Информатизации (МАИ) совместно с аналитиками Совета Общин Российского Земского Движения исследовали исторический опыт, виды, традиции прямого народовластия, имевших место в разное время на территории Российского государства, других стран и в результате разработали принципы, структуру, основы организации непосредственной демократии в условиях территориальных общин, традиционных для России. Они воплощены в пяти основных документах, один из которых приведен в настоящей брошюре. Всего этих документов пять:
1. Устав Земской Территориальной Общины,
2. Уложение о Народном Собрании,
3. Уложение об Управе Общины,
4. Уложение об Общинном Суде,
5. Регламент работы народного собрания, обозначенный как "Этический кодекс члена народного собрания".
Основным документом является Устав Земской территориальной общины. Только Устав предоставляется для регистрации Общины в субъекте федерации, как муниципального образования. Остальные Уложения являются производными от Устава и конкретизируют его пункты, создавая целостную систему организации самоуправления в территориальной общине. Они – документы внутреннего пользования.
Если считать, что политика есть врачевание душ, то данные документы закладывают основы создания нового земского образа жизни, основанного на тесном взаимодействии семьи, общины и государства. Они исключают отчуждение власти от гражданина, предоставляя ему возможность не только прямого властного волеизъявления, но и возлагают на гражданина ответственность и самоограничения, связанные с актами осуществлением власти, в которых имеет право участвовать каждый совершеннолетний житель общины.
Эти документы обеспечивает правовую базу осуществления прямого народовластия в территориальной общине. В документах сформулированы социальные механизмы, делающие возможным справедливое, по очереди, определяемому жребием, кратковременное участие каждого гражданина в порождении местной власти, независимо от его уровня способностей, богатства, образования, политического опыта, рода занятий, пола, вероисповедания, национальной принадлежности.
Только в этой системе каждый гражданин России приобретет реальную, а не декларируемую возможность эффективно влиять на управление своей территорией и брать на себя ответственность за принимаемые решения. Только в этой системе практически, а не декларативно устраняется отчуждение власти от гражданина. Подобно тому, как никто иной вместо меня не может пить, есть, отдыхать, – все это я должен делать сам для себя – подобно этому я не могу передавать другому власть, то есть отдавать право принимать решение обо мне и моем образе жизни другому человеку, каким бы хорошим он мне не казался. Подлинная власть неотчуждаема от гражданина. Только создав систему прямого народовластия, гражданин перестанет передавать власть представителям, а сам будет пользуется ею. Поименованные выше документы выработаны учеными, имеющими высокую квалификацию, и опыт в разных областях наук о человеке, о его поведении, обычаях, вековых традициях, людьми, стоящими вне партий, и не стремящимся к власти. В них описана идея подлинно народной государственности, основные элементы которой развивались в античном полисе, в городах Киевской Руси, в Великом Новгороде, в самоуправляемых сельских общинах народов разных вероисповеданий, населявших территорию Российского государства, в общинах поселенцев Новой Англии XVII века, в современных демократических организациях, в суде присяжных и иных негосударственных, общественных демократических организациях.
Разработанные материалы – типовые Уставы, которые становятся юридическими документами, после их принятия членами территориальной общины. Здесь нет "движения профильтрованной депутатами власти сверху вниз". Истинная, действительная Власть, которую граждане считают своей, порождается снизу, самими гражданами, объединяющихся в Народное Собрание для реализации этой власти, единственными носителями которой они и являются.
Важно осознать то, что территориальная община не наделяется властью кем-либо. Она сама порождает власть. Граждане, подлинные носители субстанции власти, объединенные в общину, образуют субъект права, изначально являющийся источником власти. При нарушении этого принципа порождения власти снизу, в системе местного самоуправления будут повторяться в ухудшенном варианте политические игры, от которых так страдает Россия. Никто, никакая партия, ни субъект федерации не имеет права наделять народ властью. Наоборот, народ наделяет властью свои органы управления, субъектов федерации и лиц, выбранных туда и постоянно чувствующих свою зависимость не от партий, денежного мешка, а от народа. Иного пути возрождения России нет.
В основу порождения власти заложен не революционный, а эволюционный принцип, что исключает слом каких-либо общественных механизмов, вызывающих обострение гражданских конфликтов. Слом уже совершен и не российским земским движением, которое появилось как раз в день разрушения местных Советов и на обломках Советов должна быть создана новая местная власть. Процесс порождения власти и создание ее механизма и форм проходит эволюционно и здесь можно выделить несколько этапов.
Первый этап. Вначале группа учредителей принимают Устав Земской территориальной общины и эта группа под именем Земской Общины регистрируется как подразделение регионального земского движения. Для начала она даже может и не быть юридическим лицом. Община пропагандирует свой устав и принципы и идеи организации местной власти и самоуправления.
Граждане, проживающие на территории данного административного округа, вступают в Общину, если они согласны с Уставом и тем образом организации власти, который определяется им. Этот процесс происходит на основе принципов добровольности, а не навязывания сверху некоторого образа жизни и управления. При навязывании сверху гражданин оказывается под управлением органов, которых он не признает. Отсюда он не будет признавать правовых актов, которые принимаются этим органом. В ответ местная власть должна будет проявлять или бессилие, или применять насилие к этим гражданам. Предлагаемый же план избавляет Россию от избытка насилия местных властей.
Второй этап. Если число членов Общины станет больше половины численности населения данного административного округа, Община регистрируется субъектом федерации как территориальный субъект права низшего ранга и ее органы управления приобретают статус органов местной власти и местного самоуправления. Акт регистрации является актом признания местной власти государством. Этот акт является признанием, но не утверждением. Это открывает качественно новые возможности общения граждан с государством и возможности в обустройстве своей жизни.
Предлагаемый проект обеспечивает полное и прямое народовластие, сформулированное в пункте Устава Общины:
"5.2 Любой член Общины может участвовать в работе народного собрания. Если Община велика, то участие в Народном собрании осуществляется членами общины по очереди, определяемому жребием. Способ жеребьевки определяется Народным собранием.
Участие в собрании является в соответствии с российскими традициями "земской обязанностью", выполнение которой необходимо и почетно. Член общины может отказаться от участия в собрании данного созыва".
Аристотель говорил, что политика – это врачевание душ. Сегодня это звучит как издевательство, так как признано, что политика – это грязное дело. Главным источником грязи является система выборов народных представителей, которые захватывают власть и используют ее в своих интересах в течение определенного периода времени, установленного конституцией. Это зло остается и в принятом Законе о местном самоуправлении, так как в нем в статье 18, п. 7 вводится иммунитет – зло современной России, криминализирующий власть. Это зло может быть устранено сегодня же, если будут созданы структуры власти, основанные на предлагаемых Земским Движением Уставах.
Приведенный выше пункт Устава устраняет выборы в общину народных представителей и соответственно и окончательно ликвидирует избирательную борьбу, подкуп, спонсорство и иные привычные и отвратительные пороки в строительстве местной власти, ибо они станут бессмысленными и невозможными при предлагаемом Земством методе комплектования состава народного собрания. Власть, то есть участие в Народном Собрании, в соответствии с традициями древних, осуществляется по очереди, определяемому жребием и на краткий период времени, похоже на то, как это происходит в суде присяжных. Жребий не подвластен партиям и интересам людей. Должностные же лица избираются Народным собранием, и они будут зависеть только от собрания, а не от собственной партии, денежных вливаний и вышестоящей бюрократии. Устранение влияния денег на самоуправление оздоровит жизнь. На уровне местной власти политика должна стать врачеванием душ. Только через Земство в России может возродиться прямое народовластие в местном самоуправлении.
Жребий соединяет божественное и земное. Исход жребия неподвластен человеку, хотя он может задавать условия этих исходов. Ученые это знают и пользуются этим. На жребие основаны критерии принятия решений в современной науке, когда она имеет дело со случайными процессами. Замена выборов членов Собрания Территориальной общины жеребьевкой делает власть недорогой, позволяет сократить длительность правомочности собрания каждого созыва до 3 месяцев, создает не только участие каждого жителя в принятии правовых актов местной власти, но и увеличивает зависимость управления от народа. Однако жребий применяется только в определении членства Собрания, а на остальные должности, в которых человек выступает как пользователь власти, он выбирается Собранием или назначается лицом, ответственным перед Собранием.
Зло сегодняшнего дня – борьба законодательной и исполнительной власти. Источником этого зла является смешение функций власти и ее реализации, то есть управления. На уровне местной власти, благодаря предлагаемым механизмам организации власти и управления это зло полностью устраняется. Проект основан на различении таких фундаментальных вещей: акта порождения власти и актов пользования властью в целях управления. Это четкое различение делает невозможной борьбу, ибо власть одна, и она создается в Собрании, а в Управе происходит управление, то есть пользование властью, как это и должно быть. Уставы не разделяют ошибочной концепции о равновесии властей и создании противовесов. Власть одна и только в Собрании и никакого противовеса ей нет и не должно быть. Если у отдельного человека в управлении собою возникают два центра власти, то психиатр констатирует расщепление личности и признает его больным. Проект полностью устраняет на уровне общины современную политическую шизофрению борьбы властей, проклятия России.
Следующим злом нашей жизни является страх перед захватом власти отдельной личностью. Регламент Народного собрания уничтожает возможность захвата власти личностью, ибо власть, благодаря регламенту народного собрания становится безличной, подобно власти обычая. Регламент народного собрания, именуемый этическим кодексом, процедура вхождения гражданина во власть в качестве члена собрания, правила участия в собрании, вхождение в должность исполнителей, их зависимость и подлинная подотчетность Собранию полностью устраняют возможности захвата власти с одной стороны и обструкции собрания путем превращения ее в говорильню в сопровождении которой чиновники протаскивали бы выгодные им правовые акты.
Злом является лоббирование, когда частный интерес групп приобретает в законе всеобщую форму. Лобби – это способ навязывания частных интересов определенных групп в виде всеобщих. Лоббирование начинается с финансирования избирательной кампании. Лоббирование предполагает образование фракций. Лоббирование требует иммунитета депутата, иначе опасно вкладывать в депутата деньги, если его в любой момент могут прогнать, лоббирование предполагает существование партий, куда вкладываются деньги для последующего производства больших денег.
В уложении о народном собрании зафиксировано, что объединение участников народного собрания во фракции недопустимо и квалифицируется как нарушение прав членов общины на беспристрастное и честное рассмотрение вопроса по существу. И эта норма легко исполнима, если принять во внимание, что член собрания может быть легко заменен, если он нарушает этический кодекс.
Известно, что власть портит человека. Все конституции мира признают это и устанавливают пределы власти 4-5 годами. Однако этих лет достаточно для криминализации власти. Этому злу в Уставах противопоставлено то, что Народное собрание каждого созыва действует не более 3-х месяцев. За это время члены народного собрания не успеют испортиться. Поскольку избирательной кампании нет, то заранее неизвестно, кого следует покупать.
Безнаказанность тоже портит человека. Все парламенты мира стремятся сделать депутата безответственным, защищают его путем иммунитета и привилегий. Уголовники стремятся получить парламентскую неприкосновенность. Это зло устраняется тем, что члены народного собрания не приобретают иммунитета и привилегий и тем самым они свободны от соблазна, порождающего это зло. Попытки введения привилегий и иммунитета Уставом квалифицируется как подрыв народовластия и наказуемы.
Проект организации власти в территориальной общине нейтрален к структуре центральной власти в государстве. Он одинаково приемлем как для Республики, так и для Конституционной Монархии. Но он неприемлем для тирании, продажного чиновника и специалистов по подкупу властей. Проект полностью исключает возможность захвата исполнительных органов Общины чиновниками. Он также устраняет тайное лоббирование, ибо интересы разных групп населения могут быть представлены во власти не иначе, как явно и гласно.
Проект полностью устраняет сепаратизм, так как принятие актов, противоречащих Конституции РФ и Законам РФ и Актам принятым вышестоящим Субъектом Федерации становится невозможным, так как члены собрания, принявшие его, привлекаются к ответственности за групповое преступление и наказываются индивидуально, а инициаторы этого акта – за подстрекательство, в соответствии с уже имеющимися статьями УК РФ. Сепаратизм, разрушающий Российское государство держится на иммунитете законодателей, которые часто совершают групповые преступления, не отвечая за них.
Подлинное, прямое народовластие – в интересах не только простых граждан, но и привлекательно для местных государственных деятелей, так как их положение будет определяться качеством работы и создаваемым ими благом, суждением граждан, а не принадлежностью к победившей партии, которой он обязан властью, или от денежного мешка, или от произвола вышестоящей власти. Государственный деятель приобретет возможность подлинного служения народу, а не своей партии или вышестоящим властям.
Прямое народовластие будет способствовать развитию профессионализма местных государственных деятелей, так как будет резко увеличивать спрос на государственная мудрость, а не хитрости политическую изворотливость умение сколачивать блоки и вести фракционные игры в органе власти. Подобно тому, как суд присяжных повышает требования к профессионалам судебного процесса, так и прямое народовластие повысит спрос на профессионализм экспертов, обоснованность проектов решений Собрания и соответственно способностям доказывать ЗА и ПРОТИВ предлагаемого правового акта, что значительно снижает возможность ошибок.
Обычное возражение против массового участия граждан во власти – это ссылки на их непрофессионализм и намеки на счет кухарок, управляющих государством. Если я хочу построить дом, ничего не смысля в искусстве строительства, (непрофессионал) я нанимаю профессионала-строителя, который будет строить то, что я хочу и он должен мне объяснить, убедить, что хорошо и что плохо для моего дома. Точно так же в строительстве здания самоуправления, непрофессионалы (Народное собрание) нанимают профессионалов, государственных деятелей, экспертов, которые и разрабатывают проекты актов, которые обсуждаются и принимаются. Государственные деятели и эксперты должны убедить собрание, что хорошо, что плохо, каковы последствия принятия или непринятия акта, а непрофессионалам, членам собрания остается принять или отвергнуть его.
Сила власти не в средствах насилия, а в том, что принятые акты выполняются без насилия. Если же по Уставу акт принимается, если 80 процентов членов собрания согласны с актом, то в этом случае примерно 20 процентов всего сообщества не будут согласны и лишь единицы будут активно не выполнять его. Насилия применяется только к ним. Это будет очень сильная власть. Ее акты быстро будут превращаться в обычаи, в которых никто не сомневается. В суде присяжных решение принимается непрофессионалами, а юристы только доказывают и дискутируют. Есть опыт прямого народовластия суда присяжных, в котором мудрость непрофессионалов, кухарок, вырастает с помощью профессионалов, адвоката, прокурора и судьи в решение суда, реализующее тот уровень справедливости, которого достиг весь народ. Почему же нам от него отказываться? И еще один исторический аргумент. Когда в сентябре 1648 году царь Алексей Михайлович собрал Земский собор с целью кодифицировать все принятые на Руси законы и уложения, то этот собор менее чем за пол года работы принял 967 правовых актов. Причем половина членов Собора были неграмотны.Они были не профессионалы. Но зато думские дьяки, участвовавшие в разработке Уложения законов и обслуживавшие членов собора были непрофессионалы. Так обстоит дело с профессионализмом.
Воспитательное значение прямого народовластия. Когда мне приходилось беседовать с людьми, которые были присяжными в суде, то обнаружил поразительное отличие в понимании права этим человеком по сравнению даже с образованными людьми, которые не имели такого опыта. Граждане участвуя в суде присяжных получают правовое воспитание. Граждане, которые будут слушать дискуссии экспертов профессионалов в Народном собрании будут совершенствовать свое правосознание, что необходимо для построения в России правового государства. Но если считать, что при среднем размере общины в 40 тыс человек каждый гражданин в течение двух лет будет принимать участие в отправлении функций власти, то лучшей школы для правового государства невозможно создать. Россия будет первой в этом деле и у нас будут учиться страны с развитой представительной демократией.
Прямое народовластие – в интересах местных политиков, так как цель подлинной политики – представлять интересы отдельных слоев населения перед властью, а не конституционный, легитимный захват власти, как это признается в уставах почти всех партий, рвущихся к власти. Только в условиях прямого народовластия партии останутся партиями, и не выродятся в заговорщиков ради захвата власти.
Губернаторы и главы администраций стоят сегодня перед необходимостью в удивительно короткий срок сформировать органы местного самоуправления в соответствии с Законом о самоуправлении. Оптимальный путь решения этой задачи состоит в создании земских территориальных общин, основанных на принципах прямого народовластия, которые легко перерастут в органы местного самоуправления.
Дублировать в территориальной общине модели представительной демократии, принятой для центральной власти в уменьшенном масштабе, недопустимо. Это будет ошибкой политической и исторической, ибо имеющиеся сегодня центре пороки государственности будут проявляться на местах, в местном самоуправлении в неизмеримо худшем виде, задерживая развитие правового государства, и подлинной российской государственности.
Предлагаемая нами схема порождения власти снизу путем приема граждан в члены земской территориальной общины и создания на этой основе органов местного самоуправления упрощает и удешевляет этот процесс. Если вы не принимаете этот план, то придется труднее. Представьте на минуту, что в районе, который сейчас будет именоваться муниципальным образованием, чтобы принять устав этого образования, вам придется собрать учредительное собрание, представляющее все население района, и оплатит все расходы. Если принять во внимание отношение населения к выборам различного рода представителей, то есть от чего потерять оптимизм. Предлагаем обдумать схему Российского земства и упростить свою работу.
Международная Академия Информатизации и Совет Общин Российского Земского Движения предлагает сотрудничество в информационном и психологическом обеспечении процесса формирования местной власти, свободной от избирательных систем любого рода, результатом которого должно быть качественное обновление нашего образа жизни и возрождения России.
Материалы по Народовластию
- О построении прямого Народовластия
- Прямое народовластие - средство от "социальной шизофрении"
- Теория народно-коллегиального управления
- Народовластие
- Орлов. Государство прямой демократии
- Орлов. Прямое народовластие как идея
- Орлов. Часть 1. Прямое народовластие - будущее России
- Орлов. Часть 2. Типовой устав.
- Орлов. Часть 3. Уложение.
- Орлов. Часть 4. Регламент Народного Собрания
- Орлов. Часть 5. Улоджение об управе
- Орлов. Часть 6. Уложение об общинном Суде
- 1.Случай. Сначала порассуждаем.
- 2.Случай. А если подумать.
- 3.Случай. Как применяется.
- 4. Случай. Государственное управление
- Почему молчат мировые СМИ
- НАРОД И ВЛАСТЬ
- Народовластие. Парамонов
- Опыт Мондрагонских кооперативов
- ЦАРЬ В РОССИИ НЕ НУЖЕН!
- Чрезвычайное заявление Медведева.
- ЧТО ЕСТЬ АРТЕЛЬ
- Пора вспомнить об артели