"Трезвость - здравая рассудительность, свобода от иллюзий и самообмана" - народная мудрость

Посмотрев "Левиафан"...

… Не рекомендую его смотреть тем мужичкам, которые «давно всё знают», но палец о палец не ударят, чтобы что-то изменить. Не рекомендую также смотреть этот фильм особям мужского пола, которые «всё понимают», но уверены во всеобщем бессилии против зла, которые готовы вообще залезть в петлю в случае личной сильной стрессовой ситуации.
Не рекомендуется смотреть чувствительно эмоциональным женщинам, которые, при своём добронравном поведении, не хотят даже слышать о всяких «мерзостях жизни» и не смотрят фильмы с плохим концом. Некоторым женщинам нашей исстрадавшейся России это можно простить….
Ну, а про слеповерующих в РПЦ и говорить нечего…
А тому, кто в состоянии остановить повседневную суету и подавить мешающие думать эмоции, тем, кто трудности жизни (как личной, так и общественной) рассматривает как задачу, которую неизбежно придётся решать, смотреть не только можно, но и нужно….
Хотя… по большому счёту фильм мало чего добавит для мировоззренческого стандарта последних, но утвердит их ещё надёжней в своей системе ценностей.
Содержание фильма пересказывать нет смысла. Истинно и правдиво показаны судьи, прокуратура, милиция (пардон, полиция!), служители культа. Из последних, особенно - местный «Владыко» - сладкоречивый и владеющий техникой успокаивающей риторики – это же просто Гундяев! Отдадим должное (и это действительно, так), что показан и положительный образ служителя культа в лице местного священника, покупающего хлеб для своей верующей братии. Но и он, безусловно вызывающий некоторую симпатию, не даёт ответа главному герою на почти открытый вопрос: как жить? Что делать?!
А ответ на этот вопросы должны дать те, кому рекомендовано смотреть этот фильм, кто не впадёт в истерику чувств, а станет без суеты и эмоций искать ответ. И если будет это делать серьёзно и сосредоточенно, то неизбежно его найдёт. Тем более, что наши русские умы, наши скромные гении, уже подготовили его идейно-морально-нравственный фундамент. (Имею в виду работы А.В. Родионова по «Русской идее» и работы Ю.М. Орлова по «Прямому народовластию»).
К недостаткам фильма следует отнести «ненормативную лексику». Нельзя оправдать мат, так легко сопровождающий фильм никакими творческими приёмами, якобы приближающими нас к действительности. На мой взгляд, этот голый натурализм не добавил художественности фильму, скорее – наоборот. Вполне можно было обойтись обычными «блин», «хрен» и т.п. Наш зритель ещё не такой дурной, как западный: сам всё додумает, ибо знает жизнь не меньше авторов фильма. А отрицательный момент для молодых и юных – явный: врождённые инстинкты впечатывания (импринтинг) и подражания утвердят в сознании это как норму.
Нельзя отнести к положительному и то чувство мрачной безысходности, которое главенствует на протяжении всего фильма. Этому способствует и суровая северная природа, показанная не в лучшее время года. Она равнодушно, пустынно и мрачно сопровождает весь фильм. Сильно усугубляется это впечатление тем, что герои постоянно курят, пьют, особенно – женщины, бессмысленно стреляют по пустым бутылкам на пикнике с шашлыком (увы, весьма распространённый «отдых» у нас). Понимаем, что так и задумано авторами, и им это удалось.
Как бы там ни было, а цель авторов – поставить точный диагноз – достигнута.
А методика лечения – это уже совместная работа трезвых думающих зрителей. Очень хочется надеяться, что авторы рассчитывали именно на это.
«Левиафан» хорош тем, что на высоком гражданском и таком же профессиональном уровне впервые открыто и за последние два десятилетия поднимает самые важные вопросы нашей жизни: богатые и бедные, власть и церковь, истина и ложь…. Поднимает не абстрактно и туманно, как это делает «Владыко» в фильме или его прототип в российской жизни, а вполне конкретно и остро. Роль главного героя – лучшая у актёра из всех его предыдущих.
После многолетних зомбирующих и бесчисленных поделок «под Голливуд» «Левиафан» - это серьёзное явление в нашем кино, отличающееся своей непохожестью на Запад и острой болью за настоящее и будущее России.
А.ГРОМАШ       9.2.15.
Необходимое послесловие автора, посмотревшего на явление с другой точки зрения,
и являющееся необходимой частью всей статьи.
В смысле мощного отрицательного воздействия фильма следует выделить то, что он относится к произведениям, так называемого, двойного действия: разделяет общество на два лагеря – ЗА и ПРОТИВ.
Одни говорят: да, это - правда о нашей жизни, о нашем государственном устройстве. Разве вы не встречали в своей жизни таких ментов, прокуроров, судей, бесчувственных чиновников? Разве нет у нас таких мерзких мэров? Разве не богатый в России всегда прав и ныне правит? Разве мы не слышим из уст церковных иерархов усыпляющие, умиротворяющие, смиряющие, слащавые речи?
Другие говорят: далеко не вся правда, а нагнетание безысходности; весь наш народ показан таким, каким он приятен и нужен Западу: пьянство, разврат, предательство друзей, устоявшаяся коррупция…. И всё это на фоне голой угрюмой природы. А где другие люди? Не теряющие бодрости духа, сильные, сопротивляющиеся и даже иногда побеждающие? Трезвые и трезвомыслящие? Показывая нас такими слабыми, примитивными, мы лишь помогаем Западу, который давно нас – русских – такими представляет. И удивляется: «Как это такое быдло может побеждать в мировых войнах? Покорять первыми космос? Создавать великолепные произведения искусства? Делать гениальные открытия и изобретения? «Загадочная русская душа»?! Да нет. На самом деле вот они, русские во всей своей красе – примитивные дикари. А все их достижения – просто случайность истории. Поэтому они недостойны владеть теми природными богатствами, которые по несправедливости принадлежат этой стране».
Кто же тут прав?
Вынужден сказать (как в старинной притче о мудром царе): оба правы. Ибо обе стороны видят явление со своей неподвижной точки зрения.
Давайте сделаем динамический анализ и обойдём это явление со всех сторон.
1 32Итак:
  1. В фильме показана не вся, односторонняя, тенденциозная правда, выгодная только нашим западным «друзьям» и некоторым российским представителям творческой интеллигенции, раболепствующей перед Западом и мечтающей получить очередного «оскара» за своё раболепство.
  2. Эта односторонняя правда весьма важна именно тем, что затрагивает основы нашего общественного и государственного устройства, во много способствующему деградации части населения, погружающейся в пучину нетрезвости и бессильного смирения.
  3. В фильме в отрицательном свете показана духовная опора российского народа – Русской Пр авославной Церкви. Это – покушение на святую веру в добро, в такую трудную историческую пору, когда чужестранная коммунистическая идеология рухнула, и многие качнулись в религию, как к спасительной соломинке.
  4. Не вера здесь обличается, не духовные основы, которые русский народ за многие годы выбрал из тоже заёмной религии - христианства, как созвучные его мировоззрению, а гнусное предательство своего народа иерархами РПЦ во имя своекорыстных целей. Они оправдывают любую власть за то, что она их подкармливает и обеспечивает им режим набольшего благоприятствования в государстве, несмотря на то, что церковь отделена от государства по Конституции РФ. А народу в это же время медовыми речами внушают покорность и бездействие. Дескать, истина у Бога, и он разберётся со всеми, когда все окажутся там, в Царствии Божием. Этот вопиющий обман, внушаемый с помощью отработанных веками эффективных методик, внушаемый, как безусловная установка на всю жизнь православного христианина, и есть то предательство народа, о котором говорил ещё Л.Н. Толстой. Об этом следует не только помнить, но и – говорить!
  5. Запад не знает, что мы – хорошие, а фильм ещё больше способствует неправильному мнению о русских, всех достоинств «русской души». И это необъективно сложившееся мнение помешает сближению и миру между Западом и Россией.
  6. Зададим себе вопрос: а хочет ли Запад знать нас истинных? Может, ему «глубоко» плевать на загадочную «русскую душу»? Может, не душа ему наша нужна, а лишь наша территория?! Не наша система ценностей, ибо, сравнив её со своей, он вынужден будет признать наши ценности истинными, а не свои?! А это ему очень неохота, ибо рушится тогда всё их высокомерное превосходство над нами.
И совсем не страшно, что этот фильм на Западе встречают с восторгом. Мы его смотрим с болью и … надеждой. Ибо, поставив точный диагноз, успешнее будем лечить все наши общественные и государственные язвы. И – вылечим!
История, как её не извращают, однозначно подтверждает: Россия (Русь, СССР), русское мировоззрение всегда побеждало в самых жесточайших мировых схватках. Победим и в этот раз. Если не будем упорствовать в своей неподвижной «кочке» зрения, а найдём согласие в главном, в русском мировоззренческом стандарте.
И пусть потом в очередной раз Запад удивляется (притворно или искренне) непонятной для него «загадочной русской душе».
А.ГРОМАШ. 10.2.15.

Войдите чтобы оставлять коментарии

Наш канал на Youtube